Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Примеры анги и анга

Примеры анги и анга

Анги: шанта-раса

Настроение слуги способствует нейтральной любви

«Живые существа подобны искрам, вылетевшим из изначального огня, и потому я. крохотная искорка, не знаю, под силу ли мне будет заниматься трансцендентным любовным служением этому изначальному огню. Господу Кришне» (НП с. 437).

Шанта и дасйа

Шанта-раса. Обратившись к изначальному стиху (БРС. 4.8.20), мы увидим, что «изначальный огонь» - это перевод фразы «гхана-чит-сварупа». или другими словами -Парабрахман - средоточие духовного бытия. Тот, кто произносит данный стих, глубоко осознает безграничное богатство и величие Господа (айшварйа-гйана). Это следует из

подчеркивания им своей малости и незначительности по сравнению с Господом: «крохотная искорка» сравнивается с «изначальным огнем». Но до тех пор, пока в сознании присутствует айшварйа-гйана, душа не может развить глубокую привязанность (маматва-буддхи) к Парабрахману. Говорящий видит в Парабрахмане свою опору, что свидетельствует о достижении им уровня ништхи. Однако, эта ништха подчинена айшварйа-гйане и лишена маматва-буддхи. Таковы отличительные свойства шанта-бхавы.

Дасйа-раса. Преданный в данном стихе желает совершать любовное служение Парабрахману.66 Следовательно, отчасти он обладает дасйа-бхавой.

Таким образом, в приведенном стихе мы обнаруживаем смешение дасйа-бхавы и шанта-бхавы. Когда сахар смешивается с йогуртом, аромат йогурта обогащается. Аналогично этому, в сочетании с дасйей сияние шанты увеличивается. Желание активного служения не может возникнуть только лишь на основе шанта-расы. Однако, когда она смешивается с дасйей, желание служить развивается. Таким образом, под влиянием дасйи шанта обогащается.

Шанта-раса преобладает над дасйа-расой

Преданный в этом стихе говорит: «Я... не знаю, под силу ли мне будет заниматься трансцендентным любовным служением этому изначальному огню, гхана-чит-сварупе». Хотя здесь имеет место желание активного служения, айшварйа-гйана вынуждает бхакту колебаться, сомневаться в своей способности нести такое служение. Даже несмотря на то, что дасйа здесь примешивается к шанте, она не может рассеять эти сомнения и колебания. Говорящий может всего лишь вопрошать, наступит ли когда-нибудь такой день, когда он будет в состоянии служить Господу.

Таким образом, здесь шанта совершенно определенно является преобладающим настроением (анги-раса), которому содействует дасйа (анга-раса).

Отвращение способствует нейтральной любви

«Увы, я до сих пор ищу наслаждений, которые может доставить это тело - смесь слизи, семени и крови в мешке из костей и кожи. Доколе я нахожусь в этом состоянии сознания, на мне лежит печать проклятия, лишая меня возможности ощутить трансцендентный экстаз памятования о Верховной Личности Бога» (НП с. 438). Здесь отвращение содействует нейтральному отношению (т.е. непривязанности к материальному миру), поэтому шанта - это анги-раса, а вибхатса - анга-раса.

Настроение служения, изумление и отвращение способствуют нейтральной любви

«Пришла пора начать мое служение - обмахивать опахалом Верховную Личность Бога, Шри Кришну [служение], восседающего на золотом троне. Он - Верховный Парабрахман [шанта] в Своем вечном трансцендентном образе с телом цвета грозовой тучи. Пришла пора расстаться с привязанностью к материальному телу - этому комку плоти и крови [отвращение]» (НП с. 438). В первоначальном тексте преданный также выражает изумление (адбхута-раса), говоря, что игры Господа недоступны пониманию на основе логики. Таким образом, в этом примере три расы одновременно способствуют шанта-расе.

Анги: дасйа-раса

Нейтральные отношения способствуют настроению слуги

«Когда же я избавлюсь от влияния гуны невежества и. достигнув этого чистого состояния, смогу вечно служить Кришне? Только тогда я смогу поклоняться Ему. всегда видя перед собой Его лотосные стопы, глаза и прекрасное лицо» (НП с. 438). Здесь анги-раса -дасйа, а шанта, которую можно отличить по желанию освободиться от невежества - анга-раса.

Согласно изначальному тексту, он в особенности желает растирать подобные лотосам стопы «гхана-чит-сварупы».

Отвращение помогает настроению служения

«Только посмотрите на этого преданного Господа, пустившегося в пляс при одном воспоминании о лотосных стопах Кришны. Достаточно просто увидеть, как Он танцует, чтобы утратить всякий интерес даже к самым красивым женщинам» (НП с.438).

Отвращение, нейтральная любовь и доблесть способствуют настроению служения

«Один преданный смело заявил: «О, мой Господь, сейчас я гоню от себя даже мысль об общении с юными девушками [отвращение]. Что же касается осознания Брахмана [нейтральность], то я утратил к нему всякий интерес, потому что целиком поглощен размышлениями о Тебе. И эта блаженная сосредоточенность избавила меня от всех других желаний, даже от желания обрести мистические силы [дана-вира]61. Отныне мой ум привлекает только служение Твоим лотосным стопам [дасйа]» (НП с. 439).

Анги: сакхйа-раса

Супружеская любовь способствует дружбе

«Дорогой Субала, девушки Вриндавана, имевшие возможность наслаждаться поцелуями Кришны, вероятно, самые счастливые женщины на свете» (НП с. 439). Субала олицетворяет сакхйу, а девушки Вриндавана - мадхурйу. В этом примере мадхурйа-раса с восторгом воспринимается преданным в сакхйа-расе. Таким образом, сакхйа-раса - целое, а мадхурйа-раса - часть.

Смех способствует дружбе

«Когда Кришна подшучивал, Субала, присутствовавший при этом, смотрел на Кришну широко раскрытыми смеющимися глазами» (НП с. 439). Смех содействует дружескому отношению Субалы к Кришне.

Супружеская любовь и смех способствуют дружбе

«Увидев Субалу, переодетого в платье Радхарани, который притаился в тени красивого дерева ашока на берегу Ямуны, Кришна тотчас в изумлении вскочил со Своего места. Видя это, Субала прикрыл лицо, пытаясь спрятать улыбку» (НП с. 439).

Анги: ватсалйа-раса

Сострадание благоприятствует родительской любви

«Мать Яшода, подумав, что ее сын бродит по лесу без зонтика и босиком, страшно расстроилась при мысли о том, как тяжело приходится Кришне» (НП с. 439).

Смех помогает родительской любви

«Дорогая Яшода, твой сын очень ловко утащил у меня из дома огромный кусок масла. А чтобы переложить вину за Свои проказы на моего сына, вымазал маслом его лицо, когда тот спал» (НП с. 440).

Страх, изумление, смех, сострадание способствуют родительской любви

«Когда Кришна левой рукой держал холм Говардхан. волосы разметались у Него по плечам и казалось, что Он вспотел. От этого зрелища мать Яшоду бросило в дрожь [страх]. Но когда Кришна заметил, что она смотрит на Него расширившимися от ужаса глазами [изумление]. Он стал корчить смешные рожи, и мать Яшода очень обрадовалась и заулыбалась [смех]. Однако, при мысли о том, как долго Кришна держит на весу гору [сострадание], ее прошиб такой пот, что вся одежда на ней взмокла» (НП с. 440).

Это доблесть в отречении.

 Слов «от ужаса» нет в английском варианте «Нектара Преданности» (примечание редактора перевода).

Анги: мадхурйа-раса           - -

Дружба способствует супружеской любви

«Шримати Радхарани сказала: «Дорогие подруги, поглядите, как Кришна положил Свою руку на плечо Субалы, переодетого девушкой. Сдается мне, что Он собирается послать через Субалу весточку» (НП с. 440).

Смех способствует супружеской любви

«Кришна, переодетый девушкой, сказал Радхарани: «О, жестокосердная красавица, разве ты не видишь, что Я - твоя сестра? Почему ты не узнаешь Меня? Смилуйся надо мной, возьми меня за плечи и обними с любовью». Но поскольку при этом присут-ствовали Ее родственники. Она только улыбнулась и ничего не ответила» (НП с. 441).

Дружба и доблесть способствуют супружеской любви

См. абзац, начинающийся со слов: «Следующий эпизод является иллюстрацией сочетания...» (НП с. 441).

Примеры гауна-рас как анги

Из следующих примеров станет ясно, что общее предположение, что косвенная раса всегда будет подчиняться прямой является неверным.

Смех, которому способствует супружеская любовь

«Когда охваченная похотью Кубджа ухватилась за жёлтые одежды Кришны, испытывая почти вожделение к Нему, Кришна опустил Голову, сгорая от стыда перед толпой хохочущих зевак» (НП, с. 441).

Главная эмоция здесь смех. Именно ничем не сдерживаемое проявление желания Кубджи на публике делает эту сцену смешной.

Геройство, которому способствует дружба

«Один пастушок с такими словами обратился к Вишале: «Чего ради ты пытаешься доказать мне своё геройство?» (НП. с. 441).

Гнев, которому способствуют дружба и доблесть

«Шишупала имел обыкновение поносить Шри Кришну... поэтому Пандавы [сакхйа] всегда носили с собой всё своё оружие, готовые при случае убить Шишупалу [вира]» (НП с. 441).

Изумление, которому способствует дружба, доблесть и смех

«Когда Кришна увидел, что Шридама [дружба], вооруженный всего лишь короткой палкой [доблесть], одолел Балараму, Он, очень довольный этим [смех], с удивлением взглянул на Шридаму» (НП с. 442).

Другая терминология

Согласно «Вишну-дхармоттаре» и знатокам «Натйа-шастры», доминирующая и подчиненная эмоции могут называться и по-другому: стхайи и вйабхичари.

Слово стхайи указывает на анги-расу - доминирующую эмоцию, слово вйабхичари указывает на аига-расу - подчиненную эмоцию.

Стхайи

«По мнению знатоков различных рас, та раса, которая в сочетании с другими играет роль целого, называется постоянным экстазом. «Вишну-дхармоттара» подтверждает, что когда разные расы преданного служения смешиваются вместе, преобладающую расу, или целое, называют устойчивым экстазом преданного служения» (НП с. 442).

Шрила Прабхупада переводит слово стхайи как «постоянный» или «устойчивый» экстаз.

Вйабхичари

«Второстепенные расы, хотя и могут проявляться в течение некоторого времени, потом растворяются в преобладающей расе. Поэтому второстепенные (частичные)" расы называют непостоянным (неорганичным) экстазом преданного служения» (НП с. 442). «Непостоянный (неорганичный) экстаз» — так Шрила Прабхупада переводит слово вйабхичари. «Непостоянный экстаз в преданном служении считают частью даже в тех случаях, если он очень ярко выражен в течение достаточно длительного времени» (НП с.442).

Важно отметить, что слово стхайи здесь указывает на анги-расу, а слово вйабхичари - на анга-расу. Они не относятся к стхайи-бхаве и вйабхичари-бхаве,68

Условие, которому должны соответствовать подчиненные расы

Нельзя считать какое-либо настроение преданного служения анга-расой, если оно не оказывает существенного влияния на преобладающую расу (анги-расу). «Слабо же выраженный непостоянный экстаз проявляется недолго, чтобы затем вновь раствориться в целом. В этих случаях ему не придают особого значения, подобно тому, как когда во вкусном блюде попадается листок зелени, его вкус остается незамеченным, более того, никому даже не приходит в голову пытаться различить его вкус» (НП, с. 442).