Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Приложение А

Приложение А

Важные санскритские термины в «Бхакти-расамрита-синдху»

В алфавитном порядке и в порядке появления в тексте, с краткими пояснениями

Как использовать этот глоссарий? Например: адхикрита дас

Невзирая на какие-либо диакритические особенности, найдите адхикрита дас в алфавитном указателе.

Алфавитный указатель. Там мы читаем: адхикрита даса (Зап. 2) Это означает, что выражение адхикрита даса описывается в Западном Океане, во второй Волне. Теперь направимся в контекстуальный список и найдем Западный Океан, вторую Волну. Здесь вы найдете краткое определение адхикрита дасы. Преимущества контекстуального списка в том, что читатель находит термин в соответствии с его положением в тексте в окружении других связанных с ним терминов.

Бхакти - преданное служение.

Раса - вкус, сок; вкус наслаждения от взаимоотношений. Бхакти-раса - вкус наслаждения, даруемый преданным служением.

Амрита - бессмертный, нектар (напиток, делающий бессмертным); указывает на то, что наслаждение от преданного служения вечно.

Синдху - океан; подразумевается, что наслаждение в преданном служении безгранично.

Бхога-тйага - указывает на то, что мирские удовольствия связаны с постоянным чередованием наслаждения и отречения.

Чапала-сукха - мерцающее счастье; указывает на то, что мирское счастье недолговечно.

Первая Волна

Саманйа-бхакти - общее описание преданного служения

Мингалачарана - благоприятное обращение; предшествует любому начинанию вайшнава, особенно литературному. В нем определяется тема, предлагается почтение, и даются благословения. Акхила-расамрита-мурти - Кришна, полное воплощение всех вкусов.

Определение чистого преданного служения

Уттама-бхакти - чистое преданное служение, преданное служение высочайшего уровня. Сварупа-лакшана - главные качества; определяют суть предмета или личности.

Татастха-лакшана - второстепенные качества; более подробно определяют предмет (личность), качества, не характеризующие его суть.

Анушилана - деятельность (штанам), совершаемая в линии ученической преемственности (ану - указывает на следование за кем-то).

Правритти - принятие благоприятных действий. Ниеритти - отвержение неблагоприятных действий. Анукулйеиа - желание доставить удовольствие.

Анйабхилашита-шунйам - полностью свободное от скрытых мотивов.

Гйана-кармадй-анавритам - не покрытое деятельностью, не относящейся к бхакти, такой как философские поиски или выполнение ритуалов.

Шесть отличительных черт чистого преданного служения Клеша - страдания и их причины.

Клешагхни - избавление от страданий (на уровне садхана-бхакти).

Папам - греховные действия.

Прарабдха проявленные следствия.

Апрарабдха - непроявленные следствия.

Биджам - семя (страдания), греховное желание.

Кутим - то, что предшествует греховному желанию; склонность к греху. Авидйа - невежество; корень страданий.

Шубхада — обретение благоприятного во всех отношениях (на уровне садхана-бхакти). Мокша-лагхутакрит — смеется даже над счастьем освобождения (на уровне бхава-бхакти). Судурлабха - (эта бхакти) достигается редко (на уровне бхава-бхакти). Сандрананда-вишешатма - безграничное блаженство (према-бхакти).

Шри Кришнакаршини - (эта бхакти) единственное средство, как можно привлечь Кришну (према-бхакти).

Вторая Волна

Садхана-бхакти - практика преданного служения

Садхана-бхакти - практика, выполняемая чувствами, обладающая способностью пробудить спящую в сердце любовь к Богу (бхаву).

Ваидхи-бхакти - преданное служение, желание совершать которое основывается, прежде всего, на необходимости следовать наставлениям гуру и шастр.

Рагануга-бхакти - преданное служение, которое выполняется из естественной, спонтанной привязанности к какому-то особому типу служения.

Часть 1

Ваидхи-бхакти - практика служения согласно правилам и ограничениям

Уттама-адхикари — кандидат, в наибольшей степени способный следовать методу садхана-бхакти; очень сильная вера и глубокое духовное знание.

Мадхйама-адхикари - кандидат со средней способностью следовать методу садхана-бхакти, очень сильная вера, но духовного знания недостает.

Южный океан: анализ бхакти-расы

Первая волна: вибхава - стимулы экстаза

Раса - состояние, когда различные эмоциональные составляющие усиливают любовь

преданного к Кришне до того уровня, когда она приносит блаженство.

Апуреата - ошеломляющий, ни с чем не сравнимый, вечно свежий вкус расы.

Вибхава - «причины экстаза»: это то, что стимулирует любовь человека к Кришне, усиливая

ее до того уровня, когда она приносит наслаждение.

Аламбана - «основные» стимулы; личности, связанные любовной привязанностью. Ашрайа - вместилище любви; тот, кто любит; как правило, это преданный. Вишайа - объект привязанности; возлюбленный; как правило, Кришна. Анйа-рупа - Кришна в совершенно другом образе. Сва-рупа - Кришна в Своем собственном образе.

Аврита-сварупа - образ Кришны, когда он переодевается, маскируется, чтобы быть неузнанным.

Праката-сварупа - образ Кришны, когда он не переодет. Вишайа - Кришна как стимул экстатической любви

Качества Кришны

Лила-мадхурья - несравненно сладостные игры.

Према-мадхурья - несравненно сладкие преданные (в выражении премы). Вену-мадхурья - несравненно сладостная флейта, привлекающая умы. Рупа-мадхурья - несравненно сладкая красота.

Особенности характера Кришны Дхиродатта - благородный. Дхира-лалита - романтичный. Дхира-прашанта - миролюбивый. Дхироддхата - высокомерный.

Ашрайа - преданный, в качестве стимула экстатической любви Садхака - практикующий преданный. Сиддха - преданный, достигший совершенства. Нитйа-сиддха - вечно совершенный.

Садхана-сиддха - те, кто достигли совершенства посредством практики. Крипа-сиддха - те, кто достигли совершенства по беспричинной милости.

Уддипана - объекты, побуждающие к экстатической любви

Гуна - качества Кришны (внешность, ум и речь).

Каумара - раннее детство (от 1 до 5 лет).

Пауганда - детство (от 6 до 10 лет).

Кайшора - юность (от 11 до 15 лет).

Нава-йаувана - вечная юный; 16 лет.

Чешта - приключения Кришны.

Прасадана - наряд Кришны.

Васана - одежда.

Йуга - наряд, состоящий из двух предметов верхней и нижней одежды.       '

Чатушка - наряд из четырех предметов одежды.

Бхуиштха - богатый праздничный наряд, состоящий из множества видов платья. Акалпа - естественные украшения. Мандана - драгоценности. Пракирна - разные другие стимулы.

Вторая волна:

Анубхава - последующий экстаз

Анубхава - «последующий экстаз»; действие, совершаемое в порыве любви к Кришне, которое еще больше усиливает эту любовь.

Шита - действия, не включающие в себя сильных телесных движений. Гита громкое пение. Джримбханам - зевота. Шваса-бхума - тяжелое дыхание.

Пока анапекшита - не обращать внимания на присутствие других. Лаласрава - пена у рта («слюноотделение»), Хункара - рев.

Рактодгам - кровотечение (встречается только на уровне маха-бхавы).

Утпхулла - распухание тела (встречается только на уровне маха-бхавы).

Кшепана - действия, включающие в себя сильные движения тела.

Нритйа- танец.

Вилутхита - кататься по земле.

Тану-мотана - потягивание.

Крошанам - плакать громко.

Атта-хаса - смеяться, как сумасшедший.

Гхурна - шататься.

Хикка - икота («отрыжка»),

Третьяволна:

Саттвика-бхава - экзистенциальный экстаз

Саттвика-бхава - «конституциональный» или «экзистенциальный экстаз»; непроизвольная реакция, которая возникает непосредственно из шуддха-саттвы, наполняющей душу. Снигдха - влажный; признаки экстаза у людей, которые любят Кришну, побуждаемые эмоциями, возникающими из непосредственных или косвенных отношений с Кришной. Муюсйа-снигдха - прямой влажный; когда экстаз вызван эмоциями, порожденными одним из вкусов непосредственных взаимоотношений с Кришной.

Гауна-снигдха - косвенный влажный, когда экстаз вызван эмоциями, порожденными одним из вкусов косвенных взаимоотношений с Кришной.

Дигдха - запятнанный («обожженный»); признаки экстаза у любящих Кришну преданных, причиной появления которых не были непосредственные или косвенные отношения с Кришной.

Рукша - иссушенный; признаки экстаза, которые, казалось бы, проявляются у тех, кто не имеет любви к Кришне.

Ашта-саттвика-бхава

Стамбха - оцепенение. Сведа - пот.

Романча - распрямление волосков на теле. Сварабхеда - дрожащий голос. Кампа - дрожь.

Вайварнйа - изменение цвета тела.

Ашру - слезы.

Пралайа - опустошенность.

Интенсивность проявления признаков экстаза

Дхумайита - тлеющая; признаки экстаза проявлены лишь слегка и могут быть скрыты. Джвалита - яркая; одновременно проявляются два или три признака экстаза и их очень трудно скрыть.

Дипта - пылающая; одновременно проявляются четыре-пять признаков экстаза и скрыть их невозможно.

Уддипта - ярко пылающая; одновременно и сильно проявляются пять или больше признаков экстаза.

Суддипта - самая яркая; достижима только в маха-бхаве Шримати Радхарани и Шри Чайтаньи Махапрабху; все восемь саттвика-бхав проявляются одновременно с величайшей интенсивностью.

Саттвика-абхаса

Саттвикабхаса - «признаки экстаза» у людей, не имеющих истинной привязанности к Кришне.

Ратйабхаса — подобие рати, вызванное присутствием преданного, действительно обладающего экстатической любовью.

Саттвика-абхаса - подобие саттвы, которое является следствием мягкосердечного характера человека.

Нихсаттва - отсутствие саттвы; искусственное подражание. Пратипа - подобие саттвика-бхав, проявляемое врагами Кришны.

Четвертая волна:

Вйабхичари-бхава - временное проявление эмоций

Вйабхичари-бхава - эмоциональное переживание, которое возникает вследствие усиления любви к Кришне, украшает ее и стимулирует еще больше. Паратантра - зависимая; экстатические эмоции, возникающие из привязанности к Кришне.

Сватантра - независимая, экстатические эмоции, появление которых напрямую не связано с привязанностью к Кришне.

Авара - экстатические эмоции, которые не усиливают привязанность преданного к Кришне. Вара - экстатические эмоции, которые усиливают привязанность преданного к Кришне. Сакшат - экстатические эмоции, которые питают основную расу. Вйавахита - экстатические эмоции, которые питают вторичную расу. Рати-шунйа - эмоции, лишенные привязанности к Кришне.

Ратйануспаршана - эмоции, происходящие не из привязанности к Кришне, но которые потом соединяются с привязанностью. Рати-гандхи - легкий оттенок рати.

Вйабхичари-абхаса  -

Вйабхичарйабхаса - подобие экстатических эмоций.

Пратикулйа - экстатические эмоции у людей, которые настроены враждебно по отношению к Кришне.

Анаучитйа — экстатические эмоции, существующие, как казалось бы, в тех, кто их на самом деле не испытывает.

Асатйатвам - экстатические эмоции, предполагаемые там, где их нет (обычно в неподвижных живых существах).

Айогйатвам - экстатические эмоции, предполагаемые в тех, кто их испытывать не может (в основном у животных).

Состояния Вйабхичари-бхавы

Утпатти - зарождение; возникновение эмоции.

Сандхи - сочетание; соединение двух или нескольких эмоций.

Шавалйа - объединение; вытеснение другой эмоции.

Шанти - удовлетворение; устранение эмоции, приносившей беспокойства.

Читта вритти - внутренняя предрасположенность.

Каркаша - жесткая внутренняя предрасположенность; преданный способен скрыть эмоции, не поддается им легко.

Комала - мягкая внутренняя предрасположенность; преданный не способен скрыть эмоции, легко поддается им.

Пятая волна:

Стхайи-бхава - постоянный экстаз

Стхайи-бхава - вечный вид привязанности преданного к Кришне (пассивное обожание, как слуги, друга, родителя и т.д.).

Свартха - питающая сама себя; когда мукхйа-рати получает подпитку от других духовных эмоций, как приятных, так и беспокоящих.

Прартха - дающая питание; когда, мукхйа-рати отступает на задний план и питает другие эмоции.

Мукхйа-рати

Мукхйа-рати — пять видов непосредственных любовных взаимоотношений с Кришной. Шуддха-рати - нейтральная любовь.

Саманйа-рати - общая привязанность; которая не созрела еще до каких-либо конкретных отношений.

Сваччха-рати - прозрачная привязанность; имеет место у преданных, еще не развивших в себе никаких конкретных отношений с Кришной, но которые порой отражают чувства разных преданных, подобно тому, как прозрачный кристалл отражает цвет предмета, помещенного рядом с ним.

Шанта-рати - спокойная привязанность; человек полностью отрешен от удовлетворения чувств, не имея при этом склонности к активным взаимоотношениям с Господом. Мамата-буддхи - чувство «обладания» Кришной в личных взаимоотношениях. Кевала - «чистое обладание»; отношения только служения либо только дружбы или родительской любви.

Санкула - «смешанное обладание»; отношения, которые состоят из комбинации двух или трех этих рас.

Дасйа-рати - служение; отличается чувством подчиненности Кришне, что порождает ощущение зависимости от Его расположения и доброго отношения.

Сакхйа-рати - дружба; отличается равенством в отношениях с Господом, что проявляется как отсутствие застенчивости и робости, преобладание озорного, шутливого поведения. Ватсалйа-рати - родительские чувства; характеризуются чувством старшинства и превосходства по отношению к Кришне, и, вследствие этого, желанием защитить Кришну, милостивой сострадательностью к Нему.

Мадхурйа-рати или прийата-рати - супружеская любовь; отличается горячей влюбленностью в Господа, которая сопровождается восемью видами удовольствий влюбленных (самбхога) и большим разнообразием любовных взаимоотношений.

Гауна-рати

Гауна-рати - семь типов косвенных любовных отношений с Кришной.

Хасйа-рати - смех.

Висмайа-рати - изумление.

Утсаха-рати - рыцарское воодушевление.

Шока-рати - сетования.

Кродха-рати - гнев.

Бхайа-рати — страх.

Джугупса-рати - отвращение.

Признаки того, что преданный наслаждается стхайи-бхавой

Пурти - осуществление. Викаша - проявление. Вистара - распространение. Викшепа - рассеивание. Кшобха - волнение.

Западный океан Мукхйа - бхакти - раса

Первая волна: Шанта-раса - нейтральные отношения

Парокшйа шанта-раса - косвенная нейтральная привязанность; пробуждается не непосредственным видением Господа, а медитацией или памятованием о Нем. Сакшата шанта-раса — непосредственная нейтральная привязанность; пробуждается непосредственным созерцанием образа Господа. Атмарама - осознавшая себя душа Тапасви - тот, кто подвергает себя аскезам.

Асадхарана уддипана - необщий стимул; то, что вдохновляет преданных, принадлежащих одной какой-либо расе.

Садхарана уддипана - общий стимул; то, что вдохновляет преданных, относящихся к разным расам.

Вторая волна:

Прити-раса - служение

Самбхрама-прити-рати - служение в духе благоговения и почтения, характеризуется осознанием превосходства Кришны и сильным желанием служить Ему. Такому служению прежде всего свойственно почтительность и смирение.

Гаурава-прити-рати - дух служения в настроении почтения, сына или кого-то, находящегося в подобной зависимости.

Прабхута-гйана - сознание того, что Кришна - мой Господь и господин. Прити - любовь.

Дасы

Характерные черты

Прашрита - «кроткий и скромный», кто постоянно ходит, опустив глаза. Вишваста - «исполненный веры и бесстрашный» в исполнении очень сокровенного служения.

Нирдеша-ваша вартти - слуги, по своей природе обладающие вкусом к исполнению прямых повелений Кришны, связанных с их личным служением.

Винамрита-буддхи - слуги, ясно осознающие положение Кришны как прабху и повелителя.

Четыре вида дасов   <■ ' '

Адхикрита-дас - полубоги, которым поручено определенное служение в материальном мире.

Ашрита-дас - преданные, нашедшие у Господа защиту.          

Шаранагата - те, кто принял прибежище у Господа из страха перед материальным существованием

Гйаничари - те, кто осознал Брахман, но отказался от желания мокши и принял прибежище у Господа, зная, что Он - источник Брахмана

Сева-ништха - те, кто просто любит Кришну и имеют неотступное желание служить Ему Паришада дас - приближенные управляющие, которые выполняют личное служение. Ануга дас - близкие спутники Господа во Врадже и Двараке.

Три настроения

Дхурйа - те, кто выражает любовь к Кришне, любящие Кришну и служащие Кришне Дхира - те, кто не служит Господу непосредственно, но нашел прибежище у возлюбленных Господа.

Вира - те, кто не принимает прибежища ни у кого, кроме Кришны. Стадии премы

Према - уровень, на котором любовь к Кришне не колеблется и не уменьшается, даже если на то есть причины.

Снеха - уровень, когда сердце тает, и преданный не может вынести и мгновения в разлуке с Кришной.

Рага - уровень, на котором встреча с Кришной превращает даже великое страдание в счастье, а разлука с Кришной превращает величайшее счастье в горе и преданный готов расстаться с жизнью.

Встреча и разлука

Айога - разлука.

Уткантхитва - неотступное желание встретить Кришну в первый раз. Вийога — желание воссоединиться с Господом. Йога - встреча.

Сиддхи - совершенство; встреча с Кришной впервые. Тушти - удовлетворение; воссоединение с Кришной. Стхити - устойчивость; постоянное общение.

Третья волна

Прейо-раса - дружба           

Пура-вайасйа - друг, живущий за пределами Вриндавана, в городе. Враджа-сакха - друг во Вриндаване.

Сухрит - благожелатель; немного старше Кришны; с оттенком родительской любви. Сакха - друг; младше Кришны; с оттенком настроения служения. Прийа-саюса - близкий друг; одного возраста с Кришной; чистая дружба. Прийа-нарма-саюса - сокровенный друг; самый сокровенный и возвышенный преданный в настроении сакхйа. Кришна пользуется услугами таких друзей в своих сердечных делах -они помогают устраивать Его встречи с гопи.

Стадии премы

Пранайа — когда любовь побуждает преданного относиться к Кришне на основе любовного любви и дружбы, свободных от условностей.

Четвертая волна

Ватсалйа-раса - родительская любовь

Анукампа - желание оберегать, сострадание и милосердие к Кришне; основное качество, характеризующее ватсалйа-рати.

Пятая волна

Мадхурйа-раса - супружеская любовь

Саджатийа - в контексте мадхурйи, обстоятельства, препятствующие любви Радхи и Кришны, которые создают другие возлюбленные Кришны.

Виджатийа - в контексте мадхурйи, обстоятельства, препятствующие любви Радхи и Кришны, которые создают те, кто находится с Кришной в других расах. Випраламбха разлука.

Пурва-рага - разлука, предшествующая первой встрече. Мана - разлука, вызванная гневом возлюбленной. Праваса - разлука, вызванная физическим расстоянием. Самбхога - встреча.

Северный океан Косвенная бхакти-раса

Первая волна: хасйа-раса - смех

Тад-анвайи-аламбана - преданный, который занимает положение вишайи-аламбаны в силу своих отношений с Кришной.

Вторая волна

Адбхута-раса - ошеломление

Сакшаш адбхута - изумление, вызванное прямым восприятием. Анумита-адбхута - изумление, вызванное умозаключением.

Третья волна Вира-раса - героизм

Йуддха-вира - доблесть в сражении. Дана-вира - геройство в щедрости. Дайа-вира - геройство в проявлении милосердия.

Дхарма-вира - самозабвенная приверженность религиозным принципам. Четвертая и пятая волны

Каруна-раса и раудра-раса - сострадание и ярость Кродха-рати - стхайи-бхава раудра-расы — гнев.

Анавахита - невнимательный; те, кто невнимательны, оберегая Кришну.

Сахаси - смелый; те, кто стремительно вовлекает Кришну в опасность

Иршйу — завистливый; те, кто проявляет ненужный гнев на Кришну из-за любовной

ревности.

Ниджа ахита-кари - чей-то личный враг.

Кришна ахита-кари - враг Кришны.

Разновидности кродха-рати

Копа - гнев, проявляемый по отношению к врагам.

Манйу - гнев по отношению к родственникам.

Манйу-пуджйа - гнев на старших родственников.

Манйу-самана - гнев на родственников того же возраста.

Манйу-нйуна — гнев на младших родственников.

Роша - гнев, испытываемый по отношению к возлюбленному.

Шестая и седьмая волны

Бхайананка-раса и вибхатса-раса - страх и отвращение

Вивекаджа — брезгливость, порожденная разумом. Прайики - брезгливость, возникающая в реальной ситуации.

Восьмая волна

Расанам-маитри-вайра-стхити - совместимое и несовместимое смешение рас Майтри - совместимая раса.

Анги-раса — та раса в смешении рас, которой служат и которую питают другие. Анга-раса - та раса в смешении рас, которая служит и питает анги-расу. Вайра - несовместимая раса. Вирасата - невкусное сочетание рас.

Девятая волна

Расабхаса - неправильное выражение вкусов Расабхаса несовершенная раса.

Упараса — ситуация, когда имеется какое-то нарушение в одном из составляющих элементов расы.

Анураса - состояние, когда шанта-раса или одна из семи гауна-рас возрастает в преданном, побуждаемая ситуацией, которая не связана с Кришной.

Апараса - состояние, когда Кришна становится вишаей смеха или других вторичных рас, а враги Кришны становятся ашраей.

Приложение Б

Двенадцать рас и их компоненты

Мукхйа-рати

Шанта-раса - нейтральная любовь

  1. Вибхава Вишайа - четырехрукий Нараяна

Атрайа: атмарамы (мудрецы, достигшие самоосознания) и тапасви (отреченные) Уддипана:

Асадхарана — слушание Упанишад, жизнь в уединенном месте, медитация, знание, видение любых материальных объектов в их связи со всей Вселенной, изучение Веданты и т.д. Садхарана - вдыхание аромата листьев Туласи, предложенных Господу, паломничество, обуздание чувств и т.д.

II         Анубхава

Асадхарана - вести себя как авадхута, сосредоточивать взгляд на кончике носа, беседовать об Абсолютной Истине, выполнять руками мудры и т.д. Садхарана - зевать, потягиваться, возносить молитвы и т.д.

III       Саттвика-бхава

Стамбха - ошеломление, романча - вставшие дыбом волосы, сведа - испарина, кампа - дрожь и т.д.

IV       Вйабхичари-бхава

Нирведа — самоуничтожение, мати - задумчивость, харта — ликование, дхрити - воздержание, смрити — памятование, чинта — страстное желание, витарка — спорливость

V         Стхайи-бхава

Шуддха кришна-вишайарати

Сама - умственное осознание образа Кришны

Сандра - чувственное восприятие образа Кришны

Дасйа - раса (самбхрама-прити) Служение в духе благоговения

I          Вибхава

Вишайа - Вишну или Кришна

Ашрайа - четыре вида слуг: адхикрита - полубоги, ашрита - предавшиеся души,    -

паришада - приближенные, ануга - близкие слуги

Уддипана:

Асадхарана - милость Кришны, пыль с Его лотосных стоп, Его прасадам и т.п. Садхарана - флейта Кришны, посох, улыбка, следы и т.д.

II         Анубхава

Асадхарана - полная поглощенность служением, внимание к служению, отсутствие зависти, дружба с дасами и т.п. Садхарана — танец и т.п.

III       Саттвика-бхава

Все восемь

IV       Вйабхичари-бхава

Все тридцать три, кроме шрамы - скуки, мады - опьянения, трасы - страха, апасмрити - забывчивости, аласйи — лени, уграты — ярости, амарши - высокомерия, асуйи — зависти, нидры — сонливости.

V         Стхайи-бхава

Самбхрама-прити-рати

Дасйа-раса (гаурава-прити) - служение в духе благоговения и почтения

I          Вибхава

Вишайа - Кришна (в основном в Двараке) Ашрайа — лаланийи— подчиненные:

а)         каништхи - младшие,

б)         путры - сыновья

Уддипана - нежность и любовь Кришны, Его улыбка и т.п.

II         Анубхава

Сидение уровнем ниже, следование приказам, помощь Кришне в повседневных делах, принесение поклонов, скромность, отказ от неблаговидного поведения и т.п.

III       Саттвика-бхава

Все восемь     '           '

IV       Вйабхичари-бхава

Такие же как в самбхрама-прита-расе

V         Стхайи-бхава

Гаурава-прита-рати

Сакхйа-раса - дружба

I          Вибхава

Вишайа - Кришна во Вриндаване и вне его Ашрайа друзья Крипшы Пура-вайасйа - друзья вне Вриндавана

Враджа-сакха - друзья во Вриндаване: сухриты — старшие друзья-благожелатели, сакха - друзья, которые чуть младше, прийа-сакха - друзья того же возраста, прийа-нарма-сакха - самые близкие друзья. Уддипана - пауганда - возраст, Его красота, посох, флейта и т.п.

II         Анубхава

Борьба, игра в мяч, в шахматы, катание на закорках, вращение палки, проведение времени вместе, катание на качелях, шутки, плавание и т.д.

III       Саттвика-бхава Все восемь.

IV       Вйабхичари-бхава

Все, кроме: трасы - страха, аласйи - лень, уграты - ярости. В разлуке следующие пять тоже не могут проявляться: мада - опьянение, харша - ликование, гарва - гордыня, нидра - сонливость, дхрита -воздержание. При встрече первые пять могут проявиться, но следующие пять нет: срити - смерть, шрама -скука, вйадхи - болезнь, апасмрити - забывчивость, дайнйа смирение.

V         Стхайи-бхава

Сакхйа-рати

Ватсалйа-раса - родительская любовь

I          Вибхава Вишайа - Кришна

Ашрайа - старшие родственники Кришны, кто испытывает анукампу (желание защитить), сопереживание и милость к Кришне

Уддипана - возраст каумара, детская одежда, детская неусидчивость, детские выражения и т.п.

II         Анубхава

Вдыхание аромата головы Кришны, пошлепывание Кришны, благословения, наказы, рассматривание Его, забота о Нем, выговоры и наставления, как вести себя правильно.

III       Саттвика-бхава

Все восемь. Одна дополнительная асадхарана-саттвика-бхава - молоко, текущее из груди.

IV       Вйабхичари-бхава

Все тридцать три.

V         Стхайи-бхава

Ватсалйа-рати

Мадхурйа-раса - супружеская любовь

I          Вибхава Вишайа - Кришна Ашрайа - гопи и другие Уддипана флейта и т.д.

II         Анубхава

Обмен взглядами, обмен улыбками, шутки.

III       Саттвика-бхава

Все восемь     к

IV       Вйабхичари-бхава

Все, кроме уграты - ярости и аласйи - лени. Однако, аласйа - лень может проявляться в супружеских играх, уграта - ярость по отношению к тем, кто чинит препятствия встречам Радхи и Кришны.

V         Стхайи-бхава

Мадхурйа-рати

Отличается желанием встретить Кришну восемью путями.

Гауна-рати

Хасйа-раса - экстатический смех

I          Вибхава Вишайа - Кришна

Тад-анвайи — другие, забавное поведение которых связано с Кришной.

Ашрайа - все типы преданных. Молодые люди, молодые и старые люди вместе, а иногда очень суровые и серьезные люди. Уддипана - слова и поведение Кришны или Его родителей.

II         Анубхава

Трепет ноздрей, губ, щек.   - -

III       Вйабхичари-бхава

Харша - ликование, аласйа - лень, авахита - сокрытие чувств.

IV       Стхайи-бхава

Хасйа-рати — привязанность в смехе.

Адбхута-раса - экстатическое изумление

IВибхава

Вишайа — Кришна

Ашрайа - все типы преданных

Уддипана - удивительные деяния Кришны

II         Анубхава

Изумление и страх

III       Саттвика-бхава

Стамбха - ошеломление, ашру - плач, романча - волосы встают дыбом.

IV       Вйабхичари-бхава

Чинта - нетерпеливость, харша - ликование

V         Стхайи - бхава

Висмайа-рати — привязанность в удивлении: А) сакшат - проявляется из прямого восприятия удивительных деяний, Б) анумана - проявляется из предположения об удивительных деяниях.

Вира-раса (йуддха) - экстатическая борьба

IВибхава

Вишайа - Кришна, как участник или наблюдатель борьбы Ашрайа - йуддха- вира — герой-борец.

Уддипана - когда соперник вызывает другого на битву хвастовством, похлопывая себя по ляжкам, выражая открытое неповиновение, берется за оружие, выказывает агрессивность, доблесть и героизм.

II         Анубхава

Когда человек хвастается, демонстрирует пренебрежение, берется за оружие и проявляет агрессивность, доблесть и героизм как естественные признаки своего желания бороться.

Также выказывание мужества, рычание подобно льву от гордости за свою удаль, употребление гневных слов, принятие разных боевых стоек, желание с воодушевлением бороться даже в одиночку, принцип никогда не отступать в сражении, внушение бесстрашия тем, кто боится.

III       Саттвика-бхава

Все восемь

IV       Вйабхичари-бхава

Гарва — гордость, авега - волнение, дхрити - воздержание, харша - ликование, утсуката - напор, а суй а -зависть, смрити - памятование.

V         Стхайи-бхава

Йуддха-утсаха-рати - вдохновение на битву

Вира-раса (дана) - героическая щедрость

I          Вибхава

Вишайа - Кришна, как тот, на кого направлено пожертвование, или как получающий благо благодаря пожертвованию

Ашрайа - дана-вйра - герой в жертвовании.

А) щедрый - героически отдает все в качестве пожертвования,

Б) отреченный - героически отклоняет любое пожертвование, предлагаемое Господом Уддипана - видеть того, кто заслуживает пожертвования. Иногда Кришна также принимает пожертвование.

II         Анубхава

Давать больше, чем заслужено, беседа со смехом, твердость или непоколебимость, ум и умение, терпение.

III       Саттвика-бхава

Все восемь

IV       Вйабхичари-бхава

Витарка (контр-аргументы), утсуката (воодушевление), харша (ликование)

V         Стхайи-бхава

Дана-утсаха-рати - вдохновение делать пожертвования

Вира-раса (дайа) - героическое милосердие

I Вибхава

Вишайа — Кришна переодетый, изменивший внешность Ашрайа - дайа-вира - герой в сострадании

Уддипана - признаки, обнаруживающие страдания того, кто нуждается в помощи

II         Анубхава

Жертвование жизнью, защита страдающего, слова утешения, проявление твердости и т.д.

III       Саттвика-бхава

Все восемь

IV       Вйабхичари-бхава

Утсуката — вдохновение, мати — задумчивость, харша - ликование

V         Стхайи-бхава

Дайа-утсаха-рати - воодушевление испытывать сострадание

Вира-раса (дхарма) - героическая религиозность

I          Вибхава Вишайа - Кришна

Ашрайа - дхарма-вира - герой в религиозности Уддипана - слушание писаний

II         Анубхава

Моральное поведение, терпение, контроль чувств

III       Саттвика-бхава

Все восемь

IV       Вйбхичари-бхава

Смрити - памятование, мати - задумчивость

V         Стхайи-бхава

Дхарма-утсаха-рати — воодушевление следовать религии

Каруна-раса - сострадание в несчастье

I          Вибхава

Вишайа - Кришна, преданные Кришны или родственники преданных Кришны Ашрайа - те, кто наблюдает указанных выше в трагических ситуациях Уддипана - качества Кришны, образ и деятельность

II         Анубхава

Сожаление, тяжелое дыхание, плач, падение на землю, бить себя в грудь и т.д.

III       Саттвика-бхава

Все восемь     ^

IV       Вйабхичари-бхава

Аласйа — лень, нирведа - самоуничижение, глани - чувство вины, дайнйа - смирение, чинта - волнение, вишада - уныние, утсуката - душевные порывы, чапалата - беспокойство, унмада - сумасшествие, мрити -смерть, апасмрити - забывчивость, вйадхи - болезнь, моха -замешательство

V         Стайи-бхава

Шока-рати — привязанность в скорби

Раудра-раса - экстатический гнев

I          Вибхава

Вишайа - Кришна, благожелатели Кришны, враги Кришны

Ашрайа - любой преданный (но обычно, только гопи, сакхи гневаются на Кришну) Уддипана - саркастические замечания, недружелюбные взгляды и оскорбительные слова.

II         Анубхава

Потирать руки, скрежетать зубами, сжимать губы, сдвигать бровей, царапать руки, поникать головой, порывисто дышать, ругаться, качать головой, желтеть, покраснение или блеклость глаз, дрожание губ, наказывать и молчать.

III       Саттвика-бхава

Все восемь

IV       Вйабхичари-бхава Все тридцать три

V         Стхайи-бхава

Кродха-рати — любовь в гневе

  1. A) Копа-кродха-рати — гнев по отношению к Кришне

Б) Манйу-кродха-рати - гнев по отношению к родственникам

  1. Манйу-пуджйа-кродха-рати - гнев по отношению к старшим родственникам
  2. Манйу-самана-кродха-рати - гнев по отношению к родственникам того же возраста
  3. Манйу-нйуна-кродха-рати - гнев по отношению к младшим родственникам
  4. B) Руша-кродха-рати - гнев по отношению к ревнивой возлюбленной Кришны

Бхайанака-раса - экстатический страх

I          Вибхава

Вишайа -Кришна или демон

Ашрайа - тот, кто обидел Кришну или тот, кто боится, что демон причинит зло Кришне Уддипана - движение бровей демона

II         Анубхава

Пересыхание во рту, глубокое дыхание, оглядываться, прятаться, колебаться, искать защиты, кричать

III       Саттвика-бхава

Все восемь кроме ашру (слез)

IV       Вйабхичари-бхава

Траса - страх, мрити - смерть, чапалата - беспокойство, авега - волнение, глани - уныние, вишада — отчаяние, моха - смущение, апасмрити - забывчивость, танка — тревога

V         Стхайи-бхава

Бхайа - любовь в страхе

Вибхатса-раса - экстатическое отвращение

IВибхава

Вишайа: мула-вишайа (корневой вишайа) - Кришна;

Бахир-вишайа (непосредственный вишайа) - материальный мир и принадлежащие ему объекты удовлетворения чувств.

Ашрайа — обыкновенно шанта-бхакта или ашрита дас

Уддипана - разные неприятные объекты, ситуации       ч

II Анубхава

Плевать на мысли о своих прошлых деяниях человека, кривить лицо в отвращении, затыкать нос, мыть руки. Ш Саттвика-бхава

Кампа - дрожь, романча - волосы встают дыбом, сведа - испарина, изгибание тела

IV       Вйабхичари-бхава

Врида - стыд, шрама — утомление, унмада — сумасшествие, моха - смущение, вишада — подавленность, дайнйа - смирение, глани - чувство вины, жалость к себе, чапалата - беспокойство, утсуката - настойчивое желание, джадата - бездеятельность.

V         Стхайи-бхава

Джугупса-рати — привязанность в отвращении.