Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Према, Снеха, Рага

Према

Если человек достиг уровня премы, его любовь к Кришне уже не подвержена колебаниям и не ослабевает ни при каких обстоятельствах. Шрила Прабхупада объясняет: «Когда любовь преданного не ослабевает и к ней не примешиваются никакие сомнения, говорят, что он достиг уровня устойчивой любви к Кришне» (НП с. 354).

Примеры премы

Бали Махарадж сказал: «Мой дорогой Господь... Дашь ли ты мне возможность наслаждаться всеми совершенствами йоги или обречешь на самые ужасные муки ада. ни то, ни другое не сможет вывести меня из равновесия» (НП с. 354). Из этих слов видно, что никакие условия не могут ослабить прему.

Господь Кришна сказал Уддхаве: «Мой друг, где найти слова, чтобы описать замечательные качества Бали Махараджа, сына Вирочаны. Этот отпрыск Вирочаны проклял царя сур (полубогов), а Я Сам, воплотившись Ваманой, обманул его. лишив власти над целой Вселенной, да еще и упрекнул за невыполненное обещание. Но несмотря на все это, встретившись со Мной у себя в царстве, он пылко выразил Мне свою горячую любовь» (НП с. 354).

Несмотря на все лишения, на которые Кришна обрек его. Бали Махарадж продолжал любить Кришну. Его любовь нисколько не поколебалась и не уменьшилась. Такова према.

Снеха

Отличительные особенности снехи таковы: (1) сердце тает; и (2) даже мгновение разлуки с Кришной становится непереносимым.

Шрила Прабхупада пишет: «Когда такие любовные переживания усиливаются, их называют любовной близостью. На этой стадии развития любви даже минутная разлука с Кришной становится для преданного невыносимой» (НП с. 354-355). Примеры снехи

«Дорогой Дарука, в том, что от разлуки с Кришной ты застываешь на месте, как дерево, нет ничего удивительного» (НП с. 355). Это вторая характерная черта снехи - преданный не может вынести даже минуту разлуки.

«Когда он увидел Господа Кришну, слезы навернулись ему на глаза и потекли рекой. Этот поток устремился к морю Кришны, чтобы отдать Ему дань любви, как жена отдает дань любви своему мужу. Когда тело Уддхавы покрылось гусиной кожей, он стал походить на цветок кадамбы» (НП с. 355). Здесь описывается первая особенность снехи, - сердце преданного тает.

Рага

В «Чайтанья-Чаритамрите» Шрила Прабхупада перевел определение раги, данное Шрилой Рупой Госвами следующим образом: «Та стадия, на которой влечение к возлюбленному обращает несчастье в счастье, называется ригой, привязанностью. Когда есть такое влечение к Кришне, преданный готов расстаться с жизнью ради Его удовлетворения».

Встреча с Кришной превращает даже большое горе в счастье. Разлука с Кришной обращает даже величайшее счастье в страдание, и человек готов расстаться с жизнью. Таковы отличительные черты раги.

Шрила Прабхупада подводит итог: «Когда любовная близость сама по себе вызывает в человеке счастье или причиняет ему горе, ее называют влечением [рага]. На этой стадии испытывающий экстатическуто любовь преданный невозмутимо встречает все превратности судьбы и даже под угрозой смерти не прекращает трансцендентного любовного служения Господу» (НП с. 355).

Примеры раги

Несмотря на то. что Махараджа Парикшит находился в удручающих обстоятельствах приближающейся смерти, встреча с Господом, обретенная через слушание, превратила эту скорбную ситуацию в радостную.

Шрила Прабхупада объясняет: «Замечательный пример такой экстатической любви явил царь Парикшит, когда ему пришло время умирать. Несмотря на то, что он лишился своего царства, охватывавшего весь мир. и в течении всех семи дней, оставшихся ему до смерти, не брал в рот ни капли воды, он нисколько не страдал от этого, т.к. все это время слушал Шукадеву Госвами. рассказывавшего ему о трансцендентных играх Господа. Более того, общение с Шукадевой Госвами доставляло ему трансцендентную экстатическуто радость» (НП с. 355).

Другой пример: «Если на меня прольется хотя бы капля милости Господа Кришны, то даже в пламени пожара или посреди океана я останусь беззаботным и невозмутимым. Если же я лишусь Его беспричинной милости, то пусть даже я стану царем Двараки, любой пустяк будет раздражать и беспокоить меня» (НП с. 355).

Уровни премы, достигаемые разными слугами

Четыре вида слуг, находящихся в настроении благоговения и почтения: адхикрита. спирита, париишда и ануга - достигают различных уровней премы.

Адхикритьг (полубоги) и ашриты (предавшиеся души) могут возвыситься до премы. Париишда (личные помощники) и ануги (приближенные) достигают раги.15

На уровне раги к настроению служения с благоговением может добавиться оттенок дружбы (сакхйа). Шрила Прабхупада объясняет: «Такие преданные, как Махараджа Парикшит и Уддхава, испытывают экстатическое влечение к Кришне, вызванное любовной близостью к Нему. На этой стадии преданный начинает испытывать дружеские чувства к Господу» (НП с. 356).