Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Первая глава. Отличительные черты чистого преданного служения.

Первая глава. Отличительные черты чистого преданного служения.

Эта глава начинается с утверждения Господа Калиладевы, что чистый бхакти Господа никогда не хочет ничего для себя, он не стремится даже к 5-ти видам освобождения. Говоря об отсутствии желаний у чистого преданного, эта цитата подтверждает определение Шрилы Рупы Госвами: чистое преданное служение свободно от любых желаний чувственных наслаждений и освобождения.

Шрила Прабхупада объясняет: «В этих словах Капиладевы, приведенных в «Шримад-Бхагаватам», изложена точка зрения чистого преданного и дана основная характеристика преданного служения» (НП, стр. 27).

ШЕСТЬ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТ ЧИСТОГО ПРЕДАННОГО СЛУЖЕНИЯ

Шрила Рупа Госвами описывает шесть признаков чистого преданного служения: (1) клешагхни - оно приводит к избавлению от материальных страданий; (2) шубхада -практикуя его, человек обретает все благоприятное; (3) мокша-лагхутакрит - чистое преданное служение смеется даже над счастьем освобождения; (4) судурлабха - достигается очень редко; (5) сандрананда-вишешатма - само по себе приносит человеку трансцендентное блаженство19; (6) шри кришнакаршини - оно является единственным средством привлечь Кришну.

В «Нектаре Преданности» эти отличительные черты преданного служения представлены в ином порядке. Причина этого становится ясной при их описании.

Клешагхни - избавление от всех страданий

Под словом клеша понимают страдания и причины, их вызывающие.

Существуют три причины страданий: (1) папам - грех, (2) биджам - материальные желания, и (3) авидйа - невежество, коренная причина.

Шрила Рупа Госвами далее объясняет, что преданное служение - лучшее из средств избавления от страданий, так как это единственный способ противодействовать всем трем причинам.

Папам - греховные действия

Греховные действия (папам) влекут за собой два вида последствий: (1) прарабдха -проявленные и (2) апрарабдха - непроявленные. Шрила Прабхупада описывает это так: «... за одни наши греховные действия нас ожидают страдания в будущем, за другие же, уже созревшие, мы страдаем сейчас» (НП, стр. 28).

19 Сандра - сильно сконцентрированный и сгущенный вплоть до затвердевания; ананда- блаженство; вишешатма— особый, характерный; атма характер, «я». Таким образом, сандрананда-вишешетма буквально означает: «Характерной особенностью (према-бхакти) является блаженство, сконцентрированное и сгущенное до затвердевания».

Невежество 

Биджам Материальное желание

Папам

Греховное действие

Страдание

Проявленные греховные реакции (прарабдха-папам)

На ранней стадии развития болезни, ее можно остановить, но если она стала хронической, то вылечить ее гораздо труднее. Подобно этому, труднее противодействовать уже проявленным реакциям на совершенные грехи. Однако, преданное служение может избавить даже от проявленных последствий грехов и от страданий, которые они приносят.

Девахути объясняет, что, практикуя преданное служение, даже люди, родившиеся в семьях собакоедов, становятся достойными проводить жертвоприношения. Культурный уровень тех, кто рожден в деградировавших семьях, не позволяет им совершать ведические жертвоприношения. Девахути указывает здесь, что греховные качества, приобретенные вследствие низкого рождения, может искоренить даже легкое соприкосновение с преданным служением. Рождение (плохое или хорошее) является осязаемым результатом действия закона кармы - проявленной реакцией (прарабдха-папам). Таким образом, это утверждение Девахути является свидетельством из шастр, подтверждающим, что преданное служение может противодействовать прараббха-папам.

Непроявленные греховные реакции (апрарабдха-папам)

Преданное служение, подобно сильному пламени, способно поглотить бесконечное количество непроявленных греховных реакций. Шрила Прабхупада говорит: «... преданное служение в сознании Кришны способно сжечь дотла все наши грехи, подобно пламени костра, которое может сжечь дотла любое количество топлива» (НП. стр. 29). Как непроявленные реакции вызывают страдания?

Уже упоминалось, что греховная деятельность вызывает два типа последствий или реакций: проявленные и непроявленные. Далее мы хотим пояснить это.

Папам греховное действие

Апрарабдха непроявленные реакции

Прарабдха проявленные реакции

Папам Греховные действия

Апрарабдха (1) непроявленные реакции

Anpdpaodxa (2) непроявленные реакции

Прарабдха непосредственные физические или душевные страдания

Кутам -косвенные страдания, вызванные усилением греховных желаний

Вследствие совершения греха к человеку приходят два вида непроявленных реакций. Один вид приводит к непосредственным физическим или душевным страданиям. Последствия другого вида влекут за собой страдания косвенно, усиливая склонность человека грешить.

Например, если человек вступает в недозволенные половые отношения, он подвергается реакциям двух видов. Одни реакции приводят к непосредственным физическим или душевным страданиям, а другой вид последствий способствует этому, усиливая склонность человека к сексу. Таким образом, усиление сексуальных желаний побуждает его продолжать недозволенные половые связи в будущем, запутывая в кармическом круговороте страданий.

С возрастанием греховных желаний, увеличивается и греховная деятельность. Когда усиливается греховная деятельность, возрастают греховные желания - это замкнутый круг. Чем больше человек пытается удовлетворять свои желания, тем сильнее они становятся.

Чтобы вырваться из этого круга привязанностей, нужно научиться обуздывать свои греховные желания, не поддаваясь порывам удовлетворять их. Если непроявленные реакции перестанут подкреплять их, они постепенно ослабнут и навсегда уйдут из сердца.21

Эволюция непроявленных греховных реакций  t _

Как объясняется в «Падма Пуране» цикл непроявленных реакций на греховные действия проходит через четыре стадии:

  1. Апрарабдха (непроявленная стадия) - реакции совершенно не проявлены и не дают никакого ощутимого эффекта.
  2. Кутам (склонность грешить) - на этой .стадии они переходят в психологическую предрасположенность к совершению греха.
  3. Биджам (греховное желание) - на этой стадии склонность к греху переходит в конкретное желание совершить определенное греховное действие.
  4. Прарабдха (стадия проявления) - греховное желание заставляет человека совершить грех и страдать от сопутствующих ему реакции.

Следующая иллюстрация поможет прояснить тонкие различия между этими четырьмя стадиями: допустим, в результате какого-то греховного действия человеку предназначено стать вором и страдать от наказания. Однако, эти последствия не ощущаются сразу - они сохраняются до будущего рождения (эта стадия называется апрарабдха). В его следующей жизни последствия начинают проявляться в виде почти незаметной тяги к нечестным поступкам и обману (кутам). Эта склонность постепенно усиливается и, в конце концов, возникает вполне сформировавшееся желание украсть (биджам). В итоге это желание побуждает человека совершить воровство, и страдать от приходящих вслед за этим действием реакций (эта стадия называется прарабдха).

Преданное служение уничтожает все четыре стадии последствий совершенных греховных поступков в хронологическом порядке - сначала апрарабдха, затем кутам, потом биджам и, наконец, прарабдха (см. НП, стр.30).

Кришна объясняет этот принцип в «Бхагавад-гиге» (7.28): йешам те анта-гатам папам, джананам пунйа-карманам, те двандва-моха-нирмукта, бхаджантемам дридха-вратах. Чтобы добиться существенного прогресса, человек должен действовать в сознании Кришны с твёрдой решимостью. Это трудно, так как запас непроявленных реакций человека постоянно пробуждает греховные желания, которые уводят его от бхакти. Но, занимаясь благочестивой деятельностью (контролируя чувства), человек избегает греховных действий, и, таким образом, его склонность грешить не увеличивается. Это постепенно уменьшает запас его грехов, и человек получает возможность заниматься преданным служением, ни на что не отвлекаясь (дридха-врата).

В «Нектаре Преданности» (стр. 30) Шрила Прабхупада обозначает эти четыре стадии следующим образом: апрарабдха— «последствия, еще не принесшие плодов», кутам «почти готовые принести семя или плод», биджам - «почти созревшие» и прарабдха— «уже созревшие».