Гнев
Когда гнев (кродха-рати) в сердце преданного усиливается соответствующей вибхавой и т.п.. он превращается в экстатическую ярость (раудра-бхакти-раса).34
Вибхава
Вишайа-аламбана
Шрила Рупа Госвами говорит о трех объектах экстатического гнева: (1) Кришна; (2) Его доброжелатели: (3) враги Кришны.35
Ашрайа-аламбана
Если объектом гнева является Кришна, ашраей могут быть сакхи или старшие гопи. Если же гнев направлен на доброжелателей Кришны или Его врагов, то ашрайей может быть любой преданный. Гнев сакхи на Кришну
Сакхи испытывают гнев к Кришне, когда Он дурно поступает по отношению к Радхарани.37 «Лалита-гопи выражает гнев, в который ее привел Кришна. Она обращается к
Подобный вопрос рассматривается в 46-й главе данной книги, в разделе, озаглавленном «Сострадание по отношению к Верховной Личности Бога».
Шримати Радхарани со словами: «Дорогая подруга, мои сокровенные мечты растоптаны и теперь мне одна дорога в обитель Иамараджа. Но я не могу спокойно смотреть, как Кришна по-прежнему с улыбкой обманывает тебя. Не понимаю, как ты можешь отдавать свою любовь этому похотливому мальчишке из племени пастухов, наших соседей» (НП с. 427).
Гнев старших гопи на Кришну
Старшие гопи испытывают гнев на Кришну за Его вольные отношения с их целомудренными юными дочерьми. Они опасаются, что такое недозволенное поведение бросит на Него тень и поставит под сомнение Его религиозность (см. НП с. 427). В своем комментарии к этому стиху Джива Госвами говорит, что их гнев, таким образом, является проявлением их любви.38
Гнев на доброжелателей Кришны
Существуют три причины, которые вызывают гнев на доброжелателей Кришны:39
- Анавахита: «невнимательные», - доброжелатели Кришны могут быть невнимательны, защищая Кришну.
- Сахаси: «смелые», - они могут необдуманно подвергать Кришну опасности.
- Иршйу: «завистливые», - они могут незаслуженно гневаться на Кришну из-за своей ревнивой любви.
Анавахита — невнимательные
Шрила Рупа Госвами объясняет, что такое анавахита, приводя следующий пример. Даже если на какой-то гопи лежит обязанность следить за безопасностью и комфортом Кришны, оберегая Кришну, она может упустить что-то из виду, из-за того, что слишком много внимания уделяет приготовлению всего необходимого для служения Ему.40
Шрила Рупа Госвами иллюстрирует это, описывая гнев Рохини на Яшоду-деви после того, как упали деревья-близнецы арджуна. «У тебя хорошо получается наказывать своего сына, связывая Его веревками, но почему тебе не приходит в голову посмотреть, не грозит ли Ему какая-нибудь опасность. Эти деревья валятся на землю, а Он, предоставленный сам себе, ползает под ними» (НП с. 427).
Сахаси - безрассудство
Далее Шрила Рупа Госвами объясняет, что сахаси - это тот, кто уговаривает Кришну пойти в опасное место.41 Гнев матери Яшоды в отношении пастушков, которые послали Кришну одного «на такое опасное предприятие в лес Талавана» - пример экстатического гнева в отношении безрассудно смелых доброжелателей Кришны (см. НП с. 427).
Иршйу -ревнивая возлюбленная
Шрила Рупа Госвами определяет иршйу как гнев по отношению к подружке Кришны, чья ревнивая любовь побуждает ее без причины оставаться неудовлетворенной Им.
Объекты гнева
Пожилые гопи, рассерженные Его скандальным поведением Сакхи разгневанные Его дурными поступками в отношении йутхешвари (главной гопи в их группе)
Или к гопи, возглавляющей их группу (см. БРС 4.5.3).
Джарати - слово, обычно употребляемое в значении «пожилая женщина».
Доброжелатели Кришны (если они:)
Анавахита - невнимательны, защищая Кришну Сахаси - не беспокоятся о безопасности Кришны Иршйу - без необходимости злятся на Кришну
Враги Ниджа ахита-кари - те, кто препятствует чьим-либо взаимоотношениям с Кришной Шри Кришна ахита-кари - враги Кришны
Например: «Однажды Радхарани обиделась на Кришну и перестала с Ним разговаривать. Кришна был очень опечален этим и, чтобы заслужить Себе прощение, пал к Ее лотосным стопам. Но даже это не смягчило Радхарани, и она по-прежнему отказывалась разговаривать с Кришной. Видя это, одна из Ее подрут начала упрекать Ее: «Подруга, Ты позволяешь мутовке недовольства взбивать Себя. Что можно сказать на это? Единственное, что я могу Тебе посоветовать - уходи отсюда поскорее, потому что я не могу без боли смотреть на Твое недостойное поведение. Мне невыносимо видеть, как Ты продолжаешь стоять с покрасневшим лицом, несмотря на то, что павлинье перо Кришны коснулось Твоих стоп» (НП с. 428).
В этом примере Шримати Радхарани - объект гнева (вишайа-аламбана), а Ее подруга -источник гнева (ашрайа-аламбана).
Гнев по отношению к врагам
Есть два вида врагов:43 (1) ниджа ахита-кари - личные недруги и (2) Кришна ахита-кари - недруги Кришны.
Ниджа ахита-кари
Шрила Рупа Госвами определяет ниджа ахита-кари как тех, кто создает препятствия в чьих-то взаимоотношениях с Кришной.44 Примером этого служит гнев гопи на Акруру за то, что он увез Кришну из Вриндавана (см. НП с. 428).
Кришна ахита-кари
Гнев Пандавов на Шишупалу после того, как он оскорбил Кришну во время раджасуйа-ягйи, - пример экстатического гнева на того, кто хочет навредить Кришне (см. НП с. 428).
Уддипана
«Человек, охваченный трансцендентным гневом, иногда может отпускать язвительные замечания, бросать недобрые взгляды и произносить оскорбительные слова» (НП с. 428). Эти действия могут разжечь трансцендентный гнев.
Анубхава
Следствия экстатического гнева таковы: «Иногда гнев может также сопровождаться и другими симптомами: потирание рук, клацание зубов, сжимание губ, нахмуривание бровей, почесывание рук. опускание головы, учащенное дыхание, изрыгание проклятий, мотание головой, пожелтение уголков глаз и дрожание губ. В одних случаях глаза наливаются кровью, а в других наоборот, обесцвечиваются» (НП с. 429).
Саттвика-бхава и вйабхичари-бхава
В раудра-бхакти-расе проявляются все саттвика- и вйабхичари-бхавы.
«Иногда гневу могут сопутствовать такие временные признаки, как сильные переживания, смятение, заносчивость, отчаяние, обман чувств, бессилие, ревность, проворство, пренебрежение и симптомы, проявляющиеся у человека после тяжелой работы» (НП с. 429). Саттвика-бхава: в экстатическом гневе проявляются все восемь. Вйабхичари-бхава: сильные переживания, смятение, заносчивость и т.д.
Стхайи-бхава
Постоянным экстазом экстатической ярости является гнев (кродха - это стхайи-бхава раудра-расы). Шрила Прабхупада пишет: «Во всех этих оттенках проявления экстатической любви гнев является постоянным фактором» (НП с. 429).
Выделяют три вида кродха-рати:45 (1) копа - гнев по отношению к врагу; (2) манйу -гнев, направленный на родственника; (3) роша - гнев на возлюбленного.
Копа - гнев на врага Кришны
«Когда охваченный гневом Джарасандха напал на Матхуру, он смерил Кришну саркастическим взглядом. В этот момент Баладева взялся за Свое оружие-плуг и посмотрел на Джарасандху изменившими цвет глазами» (НП с. 429). Здесь Шри Баладева проявляет копа-рати - гнев, направленный на врага.
Манйу - гнев на родственников Кришны
Гнев на родственников бывает трех видов:46 (1) манйу-пуджйа - гнев на старших родственников, (2) манйу-сама - гнев на родственников того же возраста, (3) манйу-нйуна -на младших родственников.
Гнев на старших — манйу-пуджйа
«В «Видагдха-мадхаве» рассказывается, как однажды Радхарани сердито ответила Своей матери Паурнамаси, упрекавшей Ее в том, что Она встречается с Кришной» (НП с. 429).
Гнев по отношению к сверстникам — манйу-сама
«Иногда признаки экстатического гнева, вызванного любовью к Кришне, проявляют в отношениях между собой преданные одного возраста. Примером этого может служить ссора между Джатилой и Мукхарой» (НП с. 430). И Джатила и Мукхара относятся к старшим членам семьи. Поэтому их гнев друг на друга служит примером манйу-самы.
Гнев на младших — манйу-нйуна
«Однажды, когда Радхарани снимала ожерелье, подаренное Ей Кришной, Джатила, Ее свекровь, сказала своей подруге: «О, подруга, полюбуйся-ка, какое прекрасное ожерелье Кришна подарил Радхарани. Она держит его сейчас в руках и при этом хочет, чтобы мы поверили, будто Ее ничто не связывает с Кришной. Эта девчонка опозорила нашу семью» (НП с. 430).
Экстатический гнев невозможен без любви
Гнев врагов Кришны никогда не может превратиться в бхакти-расу. «Естественную зависть, которую питают к Кришне люди типа Шишупалы, нельзя считать экстатической любовью к Кришне в гневе» (НП с. 430).