Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Достижение этого уровня

Достижение этого уровня

Качество, без которого рагануга-бхакти не может начаться - это горячее стремление (лобха) обрести служение определенного преданного-рага/плшш, но такое стремление - не дешевая вещь и дается нелегко. Слово лобха (сильная жадность) относится к тому состоянию, когда единственным и всепоглощающим желанием преданного является стремление определенным образом доставлять удовольствие Кришне. До тех пор, пока в сердце есть какие-либо иные желания, необходимая интенсивность сосредоточения не может проявиться.

Поэтому лобха не может пробудиться до тех пор, пока преданный не достигнет устойчивости, то есть по завершению ступени анартха-иивритти. Обычно, только очень внимательно выслушав «Шримад-Бхагаватам» и освободившись от всех посторонних желаний, человек становится пригодным для практики настоящей рагануга-бхакти.

В выражении «выше регулирующих принципов», термин «регулирующие принципы» относится либо к предписаниям ведической дхармы, либо к 64 ангам садхана-бхакти, а не к «4-м регулирующим принципам»: отказу от мясоедения, опьяняющих и одурманивающих веществ, внебрачных половых связей и азартных игр».

Итак, Шрила Прабхупада утверждает: «Необходимо, однако, всегда помнить, что желание следовать по стопам обитателей Враджа не может появиться у человека до тех пор, пока он не очистился от материальной скверны» (НП, стр. 163). Он определяет свободу от материальной скверны так: «Следуя регулирующим принципам преданного служения, человек достигает ступени анартха-нивритти, что означает "очищение от всех видов материальной скверны"» (НП. стр. 163).

Рагануга относится к сфере садханы.

Завершив стадию анартха-нивритти, мы можем приступить к практике рагануга-бхакти. Анартха-нивритти относится к ступени садханы, то есть ниже бхавы и премы. Из этого можно заключить, что рагануга-садхана, хотя и очень высокий уровень духовного развития, все же принадлежит к области садханы. Это еще не бхава и не према.

Избавление от анартх приходит на стадии ништхи. Однако, правда и то. что легкие следы анартх остаются до тех пор, пока человек не достигнет ступени премы. Таким образом, в широком смысле слова можно сказать, что стадия анартха-нивритти не является по-настоящему завершенной до тех пор, пока человек не достигнет стадии премы.53

Шрила Рупа Госвами и Шрила Прабхупада, тем не менее, не используют здесь этот термин в таком широком смысле слова. В подтверждение приведем следующие аргументы.

Рагануга-бхакти обсуждается во Второй Волне «Бхакти-расамрита-синдху». Вторая волна описывает исключительно садхана-бхакти, Третья волна - бхава-бхакти и Четвертая Волна - према-бхакти. Таким образом, само ее расположение в книге служит явным свидетельством того, что рагануга-бхакти является частью садханы, а не бхавы или премы.

Это же можно понять и из «Нектара наставлений» (текст 8, комментарий). Там Шрила Прабхупада переводит стих 1.2.295 из «Бхакти-расамрита-синдху»: «В трансцендентной обители Враджа (Враджа-дхаме) нужно служить Верховному Господу Шри Кришне с тем же чувством, что и Его приближенные, и, приняв непосредственное руководство одного из спутников Кришны, идти по его стопам. Этим методом пользуются как на стадии садханы (духовной практики для живых существ, находящихся в материальном рабстве), так и на стадии садхйи (осознания Бога), когда человек уже является сиддха-пурушей - душой, достигшей духовного совершенства». Итог

Главным условием, позволяющим совершать спонтанное преданное служение является наличие у преданного лобхи (сильного желания служить Кришне в особых взаимоотношениях), которая обычно приходит лишь тогда, когда человек «очистился от материальной скверны».