Дайа-Вира - Самозабвенное милосердие
Определение
Дайа-вира - это дух сострадания (Оайа) к Кришне, подвигающий преданного на совершение незаурядных и благородных (вира) актов пожертвования. Великое чувство сострадания преданного пробуждает в нем стремление сделать для Господа что-то. даже если при этом потребуется разрезать свое собственное тело надвое.
Таким образом, дайа-вира - это героизм, порождаемый состраданием к Господу.
Некоторые сведения из «Бхакти-расамрита-синдху» будут способствовать пониманию дайа-вира-расъг. (1) Вибхава". вишайа - замаскировавшийся Кришна (переодевшийся как брахмана и т.п.); ашрайа — сострадательный преданный (см. БРС 4.3.34). (2) Уддипана: признаки, которые говорят о страданиях того, к кому проявляется милосердие (см. БРС 4.3.48). (3) Анубхава: расстаться с жизнью; защитить страдающего; говорить утешительные, успокаивающие слова; проявлять твердость и т.д. (см. БРС 4.3.49). (4) Вйабхичари-бхава: утсуката (энтузиазм), мати (задумчивость), харша (ликование) (см. БРС 4.3.50). (5) Стхайи-бхава: дайа-утсаха-рати, воодушевление, связанное с тем, что преданного переполняет сострадание (см. БРС 4.3.50).
Пример дайа-вира-расы
«Один преданный так выразил свое отношение к жертве, принесенной царем Майурадхваджем...» (НП с. 423). Однажды Кришна переоделся в нищего брахмана и попросил Махараджа Майурадхваджа отдать Ему половину своего тела, которое должны были распилить его жена и сын. Испытывая великое сострадание к Кришне (переодетому брахманой), царь без колебаний согласился исполнить Его просьбу, хотя требовалось разрезать тело надвое.
Сострадание по отношению к Верховной Личности Бога?
Дайа-вира - это героизм, вызванный состраданием, сочувствием. Сострадание и сопереживание - эмоции, которые обычно испытывают по отношению к тем, кто в нужде. Верховный Господь никогда не испытывает никаких трудностей, недостатка в чем-либо. Как же тогда преданный может чувствовать к Нему сострадание?
Чтобы способствовать такому выражению любви друг к другу, как сострадание, верховное положение Господа должно быть скрыто. Таким образом, дайа-вира-раса может быть проявлена, только когда Господь скрывает Свою божественность и приходит в замаскированном облике.
Дана-вйра или дайа-вйра?
И дана-вйра, и дайа-вйра подразумевают героические деяния в виде жертвования Господу. Дана-вйра имеет место, когда преданный осознает верховное положение Господа, а дайа-вира - когда не осознает, что перед ним Сам Господь. Жертвование в дана-вире пронизано чувством благоговения или дружбы. Пожертвования, совершаемые в дайа-вире основаны на сочувствии и сострадании Господу 26
ДХАРМА-ВИРА - ГЕРОИЧЕСКАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ
Определение
Дхарма-вира - это возвышенное стремление полностью посвятить себя исполнению дхармы для удовольствия Кришны. «Того, кто всегда готов доставить удовольствие Кришне, и у кого всегда все получается в преданном служении, называют дхарма-вирой, т.е. доблестным в исполнении религиозных обрядов» (НП с. 424).
Уддипана и анубхава
Уддипана. К тому, чтобы стать дхарма-вирой, самозабвенным в следовании религиозным принципам, человека может побудить слушание писаний.
Таким образом, в последнем полном предложении на с. 423 «Нектара Преданности» нужно читать: «...является идеальным примером отреченного дайа-виры».
В комментарии на «Бхакти-расамрита-синдху» (4.3.52-53) Джива Госвами объясняет различия между дана-вирой и дайа-вирой. Дана-вйра имеет место, когда преданный знает, что он жертвует Верховному Господу. Примером дана-виры является Бали-Махараджа, который понял, что это Вишну принял облик карлика-брахмачари, и потому захотел отдать Ему все. Термин дайа-вира относится к тем, кто не знает, что тот, кому он жертвует - Верховный Господь. Несмотря на это, из-за своей великой любви к Кришне, он испытывает к Господу спонтанное влечение и сострадание. Как дана-вйра, так и дайа-вира прочно связаны с дасйа-бхавой. Дайа-вира - это стремление пожертвовать что-либо, родившееся из сострадания. Но слуга не может испытывать сострадание к своему всемогущему господину. Поэтому Господь скрывает от преданного свою истинную сущность. Познакомившись в следующей Волне с каруна-расой, мы обнаружим, что верховное положение Господа также может быть покрыто парама-мадхурйей, Его чрезвычайной сладостью. В этом случае преданные также не осознают, что Кришна - Бог, т.к. их знание покрыто неописуемой сладостью Господа. Движимые такой сильнейшей любовью, они приходят в великое беспокойство, когда видят какую-либо угрозу для Кришны, и это усиливает каруна-расу. Дайа-вира-раса присуща преданным в настроении почтительной дасйи. А каруна-раса характерна для преданных более высоких рас.
Анубхава. Для того, кто стал дхарма-вирой, характерно строгое соблюдение заповедей морали, терпение и контроль чувств.
Шрила Прабхупада отразил это в одном предложении: «Преданный может стать дхарма-вирой лишь после того, как изучит все авторитетные писания, будет неуклонно следовать нравственным принципам, разовьет в себе терпимость, научится обуздывать чувства» (НП с. 424).
Пример дхарма-виры
Шрила Прабхупада рассказывает о Махарадже Йудхиштхире, совершившем много жертвоприношений полубогам, чтобы доставить удовольствие Кришне. Поэтому глава заканчивается объяснением, как можно поклоняться Господу, проводя йагйи для полубогов (см. НП с. 424).
Гауна-бхакти-раса
Косвенные любовные взаимоотношения
Четвертая волна: Кару на-бхакт и-раса - сострадание Глава 47 «Нектара преданности»
Пятая волна: Раудра-бхакти-раса - гнев Глава 47 «Нектара преданности»
Когда сокрушение {шока-рати) в сердце преданного усиливается с помощью соответствующей вибхавы и т.п., оно превращается в трагическое сострадание в преданном служении (каруна-раса).