Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Четыре вида дасов

Четыре вида дасов

Различают четыре вида слуг: (1) абхикрита-дасы - полубоги, выполняющие определенное служение в материальном мире, (2) ашрита-дасы - преданные, принявшие покровительство и защиту Господа, (3) паришада-дасы - приближенные ответственные слуги, которые совершают разнообразное личное служение, и (4) ануга-дасы - сокровенные близкие слуги Господа во Врадже и Двараке.

Шрила Прабхупада объясняет: «Есть четыре категории преданных, связанных с Господом отношениями служения: (1) назначенные слуги (такие как Господь Брахма и Господь Шива, которым поручено управлять материальными Гунами страсти и неве-жества); (2) преданные-слути, находящиеся под защитой Господа; (3) преданные из ближайшего окружения Господа; (4) преданные, постоянно сопровождающие Господа» (НП с. 343).

Адхикрита-дасы - назначенные слуги

Адхикрита-дасы - это преданные, которым Кришна выделил роли полубогов. Некоторые из них упоминаются в беседе Джамбавати и Калинди (см. НП с. 344).

Ашрита-дасы - преданные, принявшие покровительство Господа

«Дорогой Кришна, радость Вриндавана! От страха перед материальным существованием мы приняли Твое покровительство, ибо только с Тобой можем чувствовать себя в полной

безопасности. Мы прекрасно сознаем Твое величие и потому, отбросив желание освобождения, нашли прибежище у Твоих лотосных стоп. Мы много слышали о Твоей всевозрастающей трансцендентной любви и добровольно встали на путь трансцендентного служения Тебе» (НП с. 344).

Эта цитата устанавливает три вида ашрита-дасов (преданных, принявших покровительство Господа):

1)         шаранагата - принявшие прибежище у Господа в страхе перед материальным существованием («От страха перед материальным существованием мы приняли Твое покровительство, ибо только с Тобой можем чувствовать себя в полной безопасности»);

2)         гйаникари - те, кто осознали Брахман, но отказались от желания мокши и приняли покровительство Кришны, понимая, что Он является источником Брахмана («Мы прекрасно осознаем Твое величие и потому, отбросив желание освобождения, нашли прибежище у Твоих лотосных стоп»);

3)         сева-ништха - те, кто просто любят Кришну и потому сосредоточены на желании служить Ему («Мы много слышали о Твоей всевозрастающей трансцендентной любви и добровольно встали на путь трансцендентного служения Тебе»).

Шаранагата - принимающие покровительство из страха

Слуга-шаранагата (1) боится материального существования и (2) уверен, что Господь может защитить его. Рупа Госвами упоминает два примера шаранагат. Первый - это молитва змея Калийи, предавшегося Господу из страха неминуемой смерти. Вторая цитата -слова преданного, который вручает себя Господу, прекратив совершать оскорбления (апарадха-бхаджана): «О, Господь, мне стыдно признаться Тебе, но я послушно исполнял все приказы своих господ: вожделения, гнева, алчности, иллюзии и зависти, и порой делал это самым недостойным образом. Но сколько я не служил им верой и правдой, мне не удалось ни удовлетворить их, ни умолить отпустить меня на волю. Они не стесняются принимать от меня любое служение, каким бы низменным оно ни было. О, мой Господь, о глава династии И аду, наконец я образумился и потому припадаю к Твоим лотосным стопам. Пожалуйста, займи меня служение Тебе» (НП с.345).

Гьяникари - принимающие покровительство, благодаря знаниям

Слуга-гъяникари постиг Брахман и знает, что Господь является источником Брахмана. Таким образом, он отбрасывает желание обрести мокшу и принимает покровительство Господа. Шрила Прабхупада пишет: «В ведических произведе-ниях можно найти много упоминаний о людях, которые искали освобождения, идя путем эмпирического философствования, но позже отказались от этого ради того, чтобы полностью предаться лотосным стопам Кришны» (НП с.345).

Шрила Рупа Госвами приводит два примера. Первый - это мудрецы Наймишаранйи, которые оставили путь осознания безличного Брахмана, услышав о славе Верховной Личности Господа. Второй пример взят из «Падйавали», где преданный, который был раньше имперсоналистом, описывает свою привязанность к Кришне (см. НП с. 345).

Сева-ништха - те, кто принимает покровительство из-за любви

В то время, как шаранагаты были склонны к удовлетворению чувств, а гьяникари - шли путем освобождения, сева-ништхи с самого начала были привязаны к служению Господу. Шрила Прабхупада говорит: «Тех. кто, только приступив к самоосознанию, уже привязан к преданному служению, называют сева-ништхами» (НП с.346).

Шрила Рупа Госвами приводит здесь слова одного преданного: «О. мой Господь, Твои трансцендентные качества привлекают даже освобожденные души, приводя их в общество преданных, неустанно прославляющих Твои деяния... Видя все Твои трансцендентные

качества я тоже не смог устоять перед Тобой и решил посвятить свою жизнь любовному служению Тебе» (НП с. 346). Видя, что Господь привлекает даже освобожденные души, сева-ништхи тотчас решают посвятить свою жизнь служению Господу.

Самые известные из сева-ништх - это «Господь Шива, царь Индра, царь Бахулашва, царь Икшваку, Шрутадева и Пундарика»10 (НП с.346).

Паришада-дасы - личные слуги

Паришада-дасы - это управляющие Господа, которые также выполняют личные поручения, согласно своему положению, например, относят Его послание, обмахивают Господа опахалом и т.д.