Анураса - подобие расы
Когда шаита-раса (или любая из семи гауна-рас) проявляется в преданном, пробуждаемая какой-то ситуацией, не связанной с Кришной, она снижается до уровня анурасы.
Например, когда Нарада Муни шел по Вриндаване, он увидел пару попугаев, обсуждавших Веданту, и, ошеломленный, стал проявлять признаки адбхута-расы. Но поскольку его удивление было вызвано ситуацией, не связанной с Кришной, это анураса.
Апараса (ложная раса)
Только преданные Кришны, развившие любовь к Нему, могут наслаждаться истинной расой. Но враги Кришны не могут испытать ее ни при каких обстоятельствах. Если кажется, что они испытывают расу, нужно понимать, что это лишь апараса - ложная раса.
Например: «Когда Кришна бежал с поля боя, Джарасандха издалека наблюдал за Ним бегающими глазами, испытывая при этом непомерную гордость. Кичась своей победой, он то и дело разражался громким смехом» (НП, с. 452). Смех Джарасандхи - это хасйа-апараса, ложный экстаз смеха.9
Польза от расабхасы
Шрила Рупа Госвами говорит, что согласно некоторым авторитетным ученым, разбирающимся в этом вопросе, расабхаса может быть полезной, пробуждая экстатическую любовь к Кришне. «Экстатической любовью в преданном служении называют все, связанное с Кришной, однако, эта любовь может проявляться по-разному: иногда адекватно, а иногда в виде искаженного отражения. По мнению знатоков все, что возбуждает в человеке экстатическую любовь к Кришне, нужно считать стимулом трансцендентной расы» (НП, с. 452).
Заключительное слово
«В заключение Шрила Рупа Госвами говорит, что обыкновенному человеку очень трудно понять «Бхакти-расамрита-синдху». И все же он надеется, что Господь Кришна, вечная Верховная Личность Бога, останется доволен тем, как он написал эту книгу» (НП. с. 453).
94 В своем комментарии Джива Госвами говорит, что если преданный видит, как демон смеется над Кришной, и станет смеяться над его тупостью, то преданный может испытывать при этом истинную хасйа-расу.