Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Анубхава

Анубхава

Анубхавы йуддха-вира-расы очень похожи на уддипаны. Мы поясним это на гипотетическом примере.

Допустим, некто «А» не расположен сражаться, но некто «Б» вызывает его. хвастаясь, берясь за оружие и т.д. Такие действия пробуждают боевой дух в «А», т.е. служат уддипаной.

С другой стороны, что побудило «Б» раззадорить «А», хвастаясь, берясь за оружие и т.д.? Он жаждал поединка. Таким образом, такие действия для «Б» были анубхавой, потому что они проистекали из его желания сражаться.

Когда что-нибудь пробуждает дух борьбы - это уддипана, но когда оно же служит проявлением чьей-то уже существующей жажды сразиться - это анубхава.

Шрила Прабхупада говорит об этом: «Когда в таких дружеских схватках соперники начинают хвастаться, превознося себя, ученые называют это субэкстазом»14 (НП с. 420).

Когда хвастовство порождено чьим-то желанием сражаться и используется для вызова других, оно является анубхавой. С другой стороны, хвастовство - это уддипана, когда оно пробуждает в ком-то настроение доблести в сражении, исходя от кого-то другого как вызов.

То же самое будет верно и для всех остальных уддипан йуддха-вира-расы. Например, кто-то хватается за оружие, чтобы вызвать противника - это анубхава, но это уддипана, когда кто-то другой берется за оружие и вызывает его самого на битву.

Кроме этих уддипан (анубхав) есть некоторые проявления, которые являются исключительно анубхавами: никогда не отступать; пробуждать бесстрашие в том, кто чувствует страх; воодушевление в сражении; рычание, подобно льву; желание сражаться, несмотря на отсутствие поддержки и т.д.

Пример: хвастовство как анубхава

«Один из друзей Кришны как-то обратился к Нему с такими словами: «Дорогой Мадхусудана, Тебе известна моя слава и, тем не менее, Ты подговариваешь бросить вызов могучему Баладеве не меня, а Бхадрасену. Этим ты просто оскорбляешь меня, ибо мои руки сильны, как засовы на воротах» (НП с. 420).

Здесь хвастовство относится к анубхаве, поскольку это следствие собственной йуддха-утсаха-рати. Оно является раззадоривающим вызовом.

Пример рычания подобно льву

«Один из преданных сказал: «Дорогой Господь Кришна, пусть повсюду разнесется слава бросающего Тебе вызов Шридамы. чей голос напоминает раскаты грома или львиный рык. Воздадим же хвалу доблести Шридамы» (НП с. 420).

Саттвика-бхава и вйабхичари-бхава

Саттвика-бхава: «Поединки, пожертвования, милосердие и исполнение религиозных обрядов - все эти формы деятельности называют органически присущими рыцарскому духу» (НП с. 420). Шрила Прабхупада здесь имеет в виду, что в четырех типах героизма (йуддха-вира, дана-вира, дайа-вира и дхарма-вира) проявляются восемь известных видов конституционального экстаза (саттвика-бхава).

Вйабхичари-бхава: «... заносчивость, эмоциональность, терпимость, доброта, решимость, ликование, воодушевление, зависть и воспоминания считаются неорганичными для рыцарского духа» (НП с. 420).

«Органичный [конституциональный] экстаз» - это перевод Шрилой Прабхупадой термина саттвика-бхава. «Неорганичный экстаз» относится к вйабхичари-бхаве.

Стхайи-бхава

Стхайи-бхава йуддха-вира-расы называется йуддха-утсаха-рати. «воодушевление сражаться». Это воодушевление проявляется четырьмя способами:15

  1. герой сражается один, будучи вызван на бой соперником;
  2. герой сражается один, и сам начинает битву. 

[Дословный перевод данной фразы: «В таких сражениях между друзьями, когда самопрославление становится личным, ученые называют это субэкстазом» (прим. редактора перевода)].

В этой цитате Шрила Прабхупада пользуется следующей терминологией: самопрославление -хвастовство, личное - которое возникает из собственного желания сражаться, субэкстаз (subsequent ecstasy) — последующий экстаз (анубхава). Таким образом, читаем: «В таких сражениях между друзьями, когда

хвастовство порождается собственным желанием сражаться, ученые называют это анубхавой».

 

Дословный перевод этой цитаты может быть таким: «Энтузиазм героя в таких действиях, как сражение, пожертвования, милосердие и исполнение религиозных обрядов, называется конституциональным» (прим. редактора перевода).

 Или, по-другому, экзистенциального (прим. редактора перевода).

  1. герой сражается вместе с другими, будучи вызван противником или вовлечен друзьями;
  2. герой сражается вместе с другими, и сам начинает битву.

Пример первой йуддха-утсаха-рати (герой сражается сам, будучи вызван)

Услышав упреки своего отца, Стока-кришна перестал сражаться с Кришной, «но Кришна продолжал задирать его, и в ответ на это Стока-кришна схватил свой посох и стал бешено вращать им, демонстрируя свою ловкость» (НП с. 420). Стока-кришна сражался сам, раззадоренный Кришной.

Пример второй йуддха-утсаха-рати

(герой сражается один, и сам начинает битву)

«Однажды Шридама стал дразнить Бхадрасену: «Дорогой друг, пока тебе нечего меня бояться. Сначала я одолею нашего братца Балараму, затем побью Кришну и только потом примусь за тебя» (НП с. 421). Шридама начинает сражение и хочет бороться с каждым один на один.

Пример третьей йуддха-утсаха-рати

(герой сражается вместе с другими, будучи вызван)

Услышав вызывающие слова Шридамы, Бхадрасена объединился с Кришной, чтобы победить Шридама и его друзей (см. НП с. 421).

В другом примере Варутхапа объединился со своими друзьями, услышав вызов Кришны (см. НПс. 421).

Пример четвертой йуддха-утсаха-рати

(герой сражается вместе с другими, и сам начинает битву)

«Один из друзей Кришны как-то заметил: «Судама изо всех сил старается одолеть Дамодару. и я думаю, если к нему присоединится Субала, вместе они составят прекрасную пару, как драгоценный камень в золотой оправе» (НП с. 421).

Судама затеял сражение с Дамодарой, и он объединится со своим союзником Субалой.

Экстатическая борьба невозможна без любви (прити)

«Во всех этих рыцарских развлечениях противниками Шри Кришны могут быть только Его друзья. Враги Кришны никогда не могут стать Его противниками. Поэтому поединки Кришны с Его друзьями называют преданным служением в расе рыцарства» (НП с. 421).

ДАНА-ВИРА - БЛАГОРОДНАЯ ЩЕДРОСТЬ

«Дана-вира - рыцарство, проявляющееся в щедрых пожертвованиях, можно разделить на два вида: щедрость и отречение. Щедрым называют того, кто ради удовлетворения Кришны может пожертвовать всем» (НП с. 421). Под «щедростью» имеется в виду - раздавать пожертвования. «Отречение» означает -получить подарок от Кришны, но отказаться от него (преданный выказывает героизм или благородство, отказываясь принимать от Кришны что-либо. кроме преданного служения).16

Щедрость

«Щедрым называют того, кто ради удовлетворения Кришны может пожертвовать всем» (НП с. 421).

Далее: