Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Вишну пурана

ГЛАВА VIII

ГЛАВА VIII

Парашара сказал:

1. Я поведал тебе, о великий отшельник, о творении Брахмы, в котором ( преобладает)   Страстность.  Теперь я расскажу тебе о творении Рудры.  Слушай мои слова.

2. В начале кальпы Владыка ( Брахма) вознамерился ( сотворить) сына, подобного себе,-и от него возник черно-красный юноша.

3. Он, о лучший из дваждырожденных, бегал и ревел. "Что ты ревешь ?"-обратился к крикуну Брахма.

4. "Дай (мне) имя!",-ответил он Праджапати. "Ты наречен божественным именем Рудра!  Не плачь,   будь тверд!"

5. Но, выслушав это, (Рудра) испустил еще семь криков,-и потому Владыка дал ему  ( еще)   семь других имен.

6. Этим семи (рудрам),-им принадлежат, о дваждырож-денный, царства, жены и потомство,-Владыка дал имена:  Бхава,  Шарва,  Ишана,   Пашупати,

7. Бхима, Угра, Махадева; и он, великий отец, определил для них царства.

8. Солнце, вода, земля, воздух, огонь, пространство, исполняющий свои обязанности брахман и Луна,-(вот),   соответственно,   тела   (восьми рудр).

9. Суварчала,  Уша,   Викеши,  Шива,  Сваха,  Дишас,  Дикша и Рохини

 

10. считаются, о лучший из людей, женами Солнца и прочих, именуемых рудрами. Выслушай же от меня, о наделенный великой долей, об их потомках,

11. сыновья которых заполнили этот мир. Шанайшчара (Сатурн), Шукра (Венера),  Лохитанга   (Марс),  Маноджава   (Хи-мават),

12. Сканда, Сварга ( Небо) Сантана и Будха ( Меркурий)- вот, соответственно,   ( их имена).  И подобный рудра взял в жены Сати,

13. которая покинула свое тело из-за гнева Дакши, а затем, о лучший из дваждырожденных,   обрела рожденье как дочь Химавата и Мены.

14. И уже как Уму божественный Бхава вновь взял ее в жены. Кхьяти породила от Бхригу двух божеств-Дхатри и Видхатри, а также ( дочь) Шри, супругу бога богов Нараяны.

Майтрея сказал:

15. Как известно, Шри появилась в давние времена из молочного океана,

когда его пахтали боги, чтобы получить нектар бессмертия. Как же ты го-

воришь:   " Она родилась от Бхригу и Кхьяти?"

Парашара сказал:

16. Вечна и непреходяща мать мира Шри, ( супруга) Вишну. Как Вишну проникает повсюду,   так и она,   о высший из дваждырожденных.

17. Вишну-смысл ( слова), она-его звучание, Хари-руководство, она-бла-гое поведение, Вишну-вразумление, она-( о) сознание, он-дхарма, она-благое деяние.

18. Вишну-творец, она-творение; Хари-Держатель земли, она-земля; Бха-гаван-радость,   а Лакшми-постоянная удовлетворенность,   о Майтрея.

19. Шри-желание, а Бхагаван-любовь, он-жертвоприношение, она-жертвен-ный дар; богиня-приношение в жертву очищенного масла, Джанардана-( жертвенная)  лепешка из молотого риса.

20. Лакшми, о отшельник,-храм для женщин, а Губитель Мадху-храм для мужей; Лакшми-( жертвенный) алтарь, Хари-столб, ( к которому привязывают жертву);  Шри-топливо,   а Бхагаван-( трава)   куша.

21. Бхагаван-воплощенная Самаведа, а Пребывающая в лотосе-ритм ( стихов Самаведы), Лакшми-жертва богам, а Покровитель мира Васудева-( жертвенный огонь).

22. Бхагаван Шаури есть Шанкара, а Шри-( его супруга) Гаури; Кеша-ва-солнце,   о Майтрея,   а Пребывающая в лотосе-его свет.

23. Вишну-сонм питаров, а Падме ( их супруга)-жертва пи-тарам, постоянная дарительница питания;  Шри-небо,   а Вишну,

 

явленная сущность всего-широко раскинувшееся пространство.

24. Покровитель Шри-месяц, а Шри-его вечное сияние; Лакшми-опора мира,  Хари-всюду проникающий воздух.

25. Говинда-океан, о дваждырожденный, а Пребывающая в лотосе-его берег; Губитель Мадху-предводитель богов ( Индра), а Лакшми-( его супруга), воплощенная Индрани.

26. Держатель диска-Яма, а Пребывающая в лотосе-находящаяся перед ним ( его супруга) Дхуморна; бог Повелитель Шри-сам Дханешвара ( Владыка богатств),   а Шри-( его супруга)   Риддхи   ( Возрастание).

27. Лакшми-Гаури, о наделенный великой долей, Кеша-ва-сам Варуна; Шри-войско богов.  Хари-предводитель войска богов,   его защитник.

28. Держащий в руке палицу-дух бытия, а Лакшми- энергия-шакти, о лучший из дваждырожденных, Лакшми есть каштха, он-нимеше; он-мухурта, она-кала.

29. Лакшми-лунный свет, а Хари ( являющий собой) все и Правитель все-го-светильник; мать мира Шри-лиана, Вишну-дерево, ( вокруг которого) она обвивается.

30. Шри-ночь, а бог, Держатель диска и палицы-день; наделяющий дарами Вишну-жених,   в Пребывающая между лотосов-невеста.

31. Исконный образ Бхагавана-реки (персонифицированные как мужчины), а исконный образ Шри-реки, (персонифицированные как женщины); лотосоо-кий-древко,   а Пребывающая в лотосе-знамя.

32. Лакшми есть жажда   ( наслаждений),   а    Хозяин    мира,    высший    Нарая-

на-( удовлетворение) вожделения, Лакшми и Говинда подобны наслаждению и ( любовной)   страсти,   о знаток дхармы.

33. Но к чему много слов?! Короче говоря, Бхагаван Хари есть ( все), что среди богов, животных, людей и прочих именуется мужчиной, а Лакш-ми-( все), что именуется женщиной. И, кроме них, о Майтрея, нет ничего нового.

Далее: