ГЛАВА VI
Майтрея сказал:
1. Ты рассказал мне о (творении) "вертикальный канал",- оно же (тво-
рение) людей. Поведай подробно, о брахман, как его совершил Брахма.
2. Расскажи, о великий отшельник, как он сотворил сословия ( людей) и
с какими качествами, какая карма предписана брахманам и прочим. Парашара сказал:
3. Когда сосредоточившийся на истинном Брахма возжаждал творить мир, от его рта, о лучший из двадырожденных, родились люди, в которых преобладала Благость.
4. От груди Брахмы возникли другие-в них преобладала Страстность, а те, в ком преобладали как Страстность, так и Косность, возникли от его бедра.
5. Прочих людей, о лучший из двадырожденных, Брахма сотворил от своих ног,-в них главенствует Косность; таковы все четыре сословия.
6. Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, о лучший из дваждырожденных, произошли ( соответственно) ото рта, поверхности груди, от бедер и ног ( Брахмы).
7. Все эти ( сословия) Брахма создал для совершения жертвоприношений; ( эти) четыре сословия, о наделенный великой долей,-лучший инструмент для ( совершения) жертвоприношений.
8. Боги питаются жертвоприношениями, а люди ( плодами), растущими ( благодаря) изливающимся дождям, которые творят ( боги); жертвоприношения, о знаток дхармы, являются источником счастья.
9. Их совершают люди, исполняющие свою дхарму, избегающие ( скверных) поступков, праведники, следующие праведным путем.
10. Совершая жертвоприношения, о отшельник, люди, вследствие своей человеческой природы, достигают неба и избавления, люди, о дваждырожден-ный, идут в то место, которое им желанно.
11. Сотворенным Брахмой людям было присуще ( деление) на четыре сословия, они были привержены, о лучший из отшельников, к должной вере и добродетели.
12. Они жили, где хотели, безмятежные, избавленные от" всех трудностей, чистые в своей внутренней сущности, чистые и незапятнанные, т. к. они следовали религиозным установлениям.
13. В глубине их чистого рассудка и чистых сердец пребывал Хари, они прозревали чистое Знание, то, что зовется ( высшим) состоянием Вишну.
14. Затем та часть Хари, которая описывается, согласно ее сущности, как Кала, посеяла ( в людях) хоть ничтожное и крохотное, но грозное
15. зерно нечестья, которое называют Косностью, оно породило вожделение, о Майтрея, послужило средством к ( пробуждению) в этих людях любовных страстей и прочих ( греховных порывов).
16. Врожденное совершенство ( людей) более не торжествовало; рассоласа
И все прочие восемь видов совершенств
17. гибли, возрастал грех, и люди стали страдать от болей и горестей, возникающих от ( резко) противоположных ощущений.
18. Тогда ( люди) соорудили укрепления, ( защищенные) горами, водой и деревьями, ( окружили их) рвом и крепостной стеной и ( построили там) города, деревни и прочее.
19. В этих городах ( и деревнях) они возвели различные жилища для защиты от холода, жары и иных бедствий, о велико-мудрый.
20. Поставив такую преграду ( стихии), люди вновь занялись ручным трудом, дающим средства к существованию, порождающим карму.
21-22. Известны семнадцать ( видов зерновых): рис, ячмень, пшеница, просо, сезам, приянгу, удара, корадуша, чина-
36. Мир восьмидесяти восьми тысяч обуздавших чувства целомудренных ( аскетов) предназначен для брахманов, живущих у гуру,
37. мир семи риши предназначен для лесных отшельников, ( мир) Праджа-пати - для глав семейств, ( мир) Брахмы-для ( странствующих) аскетов.
38. Бессмертный мир йогинов-высшая обитель Вишну, эти йогины, ( размышляющие) об одном, всегда сосредоточивают ( свои помыслы) на Брахме; на их высший мир взирают боги.
39. Вновь и вновь закатываются и возвращаются ( в мир) луна, солнце и иные планеты, но не возвращаются ( в мир) те, кто про себя повторяют двенадцатисложную ( хвалу Богу).
40-41. Для тех же, кто презирает Веды, препятствует жертвоприношениям и оставляет свою дхарму, предназначен мир тьмы, ( мир) кромешной тьмы, ( миры) ужаса и великого ужаса, грозный ( мир) бесчисленных остриев мечей, а также мир плетей Калы и ( мир), в котором нет волн.
Такова
в первой книге досточтимой Вишну-пураны шестая глава.
ка, маша, мудга, масура, нишпава, кулаттхака, адхаки, чана-ка и шана.
23. Эти виды растений ( считаются) культурными, о отшельник; четырнадцать видов растений, как культурных, так и дикорастущих пригодны для жертвоприношений:
24. рис, ячмень, маша, пшеница, просо, сезам, седьмое- приянгу, восьмое-кулаттхака,
25. а также шьямака, нивара, джартила, гаведхука, ( растение), называемое венуява, и маркатака, о отшельник.
26. Эти четырнадцать ( видов) культурных и дикорастущих растений используется при совершении жертвоприношения, а жертвоприношение-высшая причина их ( существования).
27. Эти же ( растения) вместе с жертвоприношениями-высшая причина ( существования) людей; мудрецы, знающие причину и следствие, совершают установленные жертвоприношения.
28. Жертвоприношения, о лучший из отшельников, совершались ежедневно, они приносили людям благо и избавляли от прегрешений тех, кто их совершил.
29. Те же, о великомудрый, в чьих рассудках пышно разрослось семя греха, сотворенное Калой, не обращали свой разум к жертвоприношениям.
30. Они презирали все: последователей Вед и Веды, карму, ( возникающую от совершения) жертвоприношений и прочее, и препятствовали совершению жертвоприношений.
31. ( Эти) хулители Вед отступили от пути странствий, они дурны, преисполнены тщетных надежд.
32. Сотворив для людей средства к существованию, Прад-жапати установил ( для них) законы в соответствии с их местом ( в системе сословий) и с их Качествами,
33. дхарму для сословий и ашрам, о избранный из исполняющих дхарму, и ( определил соответствующие) миры для всех сословий, должным образом соблюдающих дхарму.
34. Мир Праджапати предназначен для приносящих жертвы брахманов, мир Индры-для стойких в битве кшатриев,
35. мир марутов-для следующих своей дхарме вайшьев, ( мир) гандхарвов - для каст отменно услужливых шудр.