ГЛАВА V
Майтрея сказал:
1. Как этот бог сотворил богов, риши, питаров, данавов, людей, животных и прочих, кто обитает на земле, в небе и в воде?
2. Поведай мне подробно, о дваждырожденный, как в начале творения Брахма сотворил мир, с его Качествами, ( их) естеством и образами?
Парашара сказал:
3. О Майтрея, слушай внимательно, я расскажу тебе, как этот вездесущий ( бог) сотворил богов и все остальное.
4. В начале кальп, как это уже было прежде, от сосредоточившегося на творении ( Брахмы) появилось творение, начинающееся с отсутствия сознания ( состоящее из) Косности.
5. От наделенного великим Атманом ( Брахмы) произошло Неведенье; ( состоящее из) Косности, Заблуждения, великого Заблуждения, тьмы и кромешной тьмы.
6. От сосредоточившегося на творении ( Брахмы) возникло . пятеричное творение, лишенное сознания, лишенное внешних и внутренних ощущений, по своей сущности-скрытое, по своей сущности-неподвижное.
7. Как известно, неподвижные предметы ( были сотворены) первыми-это ( считается) первичным творением. ( Брахма) увидел, что оно несовершенно и задумал другое творение.
8. От сосредоточившегося ( Брахмы) произошло творение " горизонтальный канал"; оно известно как " горизонтальный канал", потому что ( у животных) канал ( для прохождения пищи) расположен горизонтально.
9. Они называются животными и прочими, им свойственна Косность, они лишены ( истинного) Веденья, следуют неверным путем и принимают Незнание за Знание.
10. Им присущ эгоизм и самомнение, а также двадцать восемь видов несовершенств, все они наделены внутренними ощущениями и не общаются друг с другом.
11. Брахма счел и это ( творение) несовершенным, ( вновь) предался сосредоточению, и от него возникло иное, третье ( творение) " внешний канал", наделенное Благостью.
12. Те ( существа), в ком преобладают счастье и радость, те, кто извне и изнутри не окутаны ( пеленой Незнания), те, кто наделены и внешними и внутренними ощущениями-они, по преданию, называются ( существами, возникшими при творении) " внешний канал".
13. Брахма возрадовался третьему творению, сущность которого- удовлетворение, по преданию оно ( содержит) все восхваления богов.
14. Затем, познав, что все ( предшествующие творения- первичное и прочие) по своей природе несовершепны, он совершил иное, высшее творение.
15. Так, от размышляющего об истине, сосредоточившегося ( Брахмы) явилось совершенное ( творение), ( происходящее) от неявленной ( первичной материи) - оно называется " вертикальный канал".
16. ( Те, кто возник при этом творении называются существами) с " вертикальным каналом", т. к. ( пища у них) проходит вертикально, они наделены многими внешними и внутренними ощущениями, в них присутствует Косность и преобладает Страстность.
17. Оттого они подвержены многим страданиям и вновь и вновь побуждаемы к действию, они-люди, наделенные внешними и внутренними ощущениями, воистину совершенны.
18. Я поведал тебе здесь, о лучший из отшельников, шесть творений -первое из них сотворение великого ( принципа творения), которое также называют творением Брахмы.
19. Второе-( творение) танматр, которое известно и как творение первоэлементов; третье ( творение)-вайкарика, которое слывет как творение, сопряженное с органами чувств.
20. Это творение, сопряжено с первичной материей, ему предшествует отсутствие сознания; и четвертое ( творение)-
29
также первичное творение, т. к. неподвижные ( предметы) считаются сотворенными первыми.
21. Пятое творение, которое называется " горизонтальный канал", это ( творение) известно как ( творение существ) с горизонтально расположенной утробой; шестое творение ( существ с " внешним каналом") считается творением богов.
22. Седьмое творение - существ с " вертикальным каналом"- это ( творение) человека; восьмое творение называется " польза", ему присущи Благость и Косность.
23. ( Из них) пять творений считаются творениями вайкри-та, а три-творениями, сопряженными с первичной материей. Девятым считается " юношеское" ( творение), оно и вайкарика, и сопряжено с первичной материей.
24. Таковы перечисленные девять творений Праджапати: и вайкрити, и сопряженные с первичной 'материей, они-коренные причины мира и сотворены Властелином мира. Что еще ты хочешь услышать?
Майтрея сказал:
25. О отшельник, ты кратко поведал мне о творении богов и прочих ( су-
ществ), я хочу услышать от тебя о нем подробно, о лучший из избранных отшельников.
Парашара сказал:
26. (Людям) сопутствуют их деяния, благие и дурные, совершенные прежде. Во время гибели мира ( люди) гибнут, но не освобождаются от последствий ( деяний).
27. От творящего Брахмы рождается, о брахман, сопряженное с разумом (творение); известно, что оно подразделяется на четыре вида: неподвижные предметы и прочее, боги и другие высшие существа, а также люди.
28. Так ( Брахма), желая сотворить четыре вида ( существ)- богов, асу-ров, питаров и людей, сосредоточил свой разум на самом себе.
29. У сосредоточившего разум Праджапати возобладала танматра Косности, и оттого у желающего творить ( бога) первыми родились из его бедра асуры.
30. Затем он покинул это тело, сущность которого составляла ( тан) мат-ра Косности, и оставленный им образ превратился в ночь, о Майтрея.
31. Желая творить, (Брахма) обрел иное тело и возрадовался,- так как их его рта появились боги, в которых преобладает Благость, о дваждырож-денный.
32. Это оставленное им тело превратилось в день, в котором проявляется Благость, оттого асуры сильны ночью, а боги- днем.
33. Затем он обрел другое тело, сущность которого составляла танматра Благости, и от ( Брахмы), мыслящего себя пита-ром, родились питары.
34. Сотворив питаров, Владыка покинул это ( тело), и оставленное им ( тело) стало ( вечерними) сумерками, промежутком между днем и ночью.
35. Затем (бог) принял иное тело, сущность которого составляет ( тан) матра Страстности,-так, о лучший из дважды-рожденных, были созданы люди и прочие, кто в избытке наделен ( тан) матрой Страстности.
36. Праджапати быстро оставил это тело и стал рассветом, который называется ( утренними) сумерками на востоке.
37. Оттого, о Майтрея, с наступлением рассвета становятся сильными люди, а в период сумерек-питары.
38. Таким образом, рассвет, ночь, день и ( вечерерние) сумерки- это четыре тела Властителя . Брахмы, основанные на трех Качествах.
39. Затем от Брахмы, принявшего иное тело, сущность которого составляла ( тан) матра Страстности, родился голод, а от него был рожден гнев.
40. И тогда Бхагаван выпустил вперед в темноту терзаемых голодом (существ), и эти порожденные ( существа), безобразные, с бородами, подбежали к владыке.
41. Те ( из них), кто говорил: " О, не надо, пощадите ( ракша-там) его!",-( стали называться) ракшасами, а другие, кто говорил: " Сожрите ( якшатам) его!",-якшами от ( слова) " пожирание" ( якшана).
42. ( Когда) Ведхаса увидел эти отвратительные ( существа), у него ( с головы) упали волосы, но, выпав, они вновь выросли на голове.
43. По преданию они стали называться змеями, потому что ползают, о почтенный, и пресмыкающимися, потому что упали с головы. Затем разгневанный Творец мира создал ( существа),
44. сущность которых составлял гнев-ужасных своей обезьяньей окраской бхутов и пожирателей плоти. Сразу же после этого от ( Брахмы) родились, всасывая песню, гандхарвы.
45. Они ( называются) гандхарвами, о дваждырожденный, оттого, что родились, впитывая ( песни) от ( богини речи) Вач. Эти существа Бхагаван Брахма сотворил, побуждаемый их творческими силами.
46. Затем от своего желания ( он сотворил) другие ( создания). От своей жизненной силы он сотворил птиц, из груди он создал овец, из рта сотворил коз.'
47. Из живота и боков Праджапати создал коров, из ног- лошадей, слонов, ослов, гаялов, ланей,
48. верблюдов, мулов, антилоп и прочих ( копытных), из волос на его теле произошли растения, плоды и корни.
49. Сотворив в начале кальпы животных и растения, Брахма, о лучший из дваждырожденных, должным образом использовал их при жертвоприношении в начале Третаюги.
50. Корова, коза, овца, лошадь, мул, осел называются домашними животными. ( Далее) я расскажу о диких.
51. ( Это)-животные для охоты, животные с раздвоенными копытами, слоны, обезьяны, птицы ( составляют) пятый ( разряд); животные, обитающие в воде-шестой; ползающие- седьмой.
52. Из своего восточного рта (Брахма) создал (размер) гаят-ри, Ригве-ду, (свод гимнов) Триврит, (часть) Самаведы, (под названием) РЛтхантара и жертвоприношение агништома.
53. Из своего южного рта он сотворил Яджурведу, ( размер) трайштубха, ( свод) гимнов Панчадаша, Брихатсаман и ( часть Самаведы под названием) Уктха.
54. Из своего западного рта он сотворил Самаведу, размер джагати, ( свод) гимнов Саптадаша, ( часть самана) вайрупа и ( жертвоприношение) атиратра.
55. Из своего северного рта он сотворил (свод гимнов) Эка-винша, Ат-харваведу, ( жертвоприношение) апторьямана, размер ануштбух и ( часть Са-маведы под названием) Вайраджа.
56. ( Так) из его членов родились существа, большие и малые. Сотворив богов, асуров, питаров и людей, великий отец Праджапати затем вновь в начале Кальпы сотворил
57. якшей, пишачей, гандхарвов, сонмы апсар, а также наров, киннаров, ракшасов, птиц, животных, ланей и змей.
58. Так первотворец, Властитель, Бхагаван Брахма создал ( все) вечное и преходящее, движущееся и неподвижное.
59. Творимые (созданья) вновь обретали те функции, кото-Л рые были им присущи при прежнем творении- i
60. ( они) злые и добрые, нежные и жестокие, добродетельные и прочие, -и в соответствии с тем, какими ( функциями) они побуждаемы, ( существа) так и ведут себя .
61. Владыка-творец создал и распределил (все) разнообразие объектов чувств, органов чувств, существ и тел.
62. (Основываясь) на словах Вед, он вначале определил имена, образы и поведение для ( всех) существ и созданий, для богов и прочих ( высших) существ,
63. а также определил соответственно и имена для всех риши, как они известны в Ведах.
64. Как ( каждый) сезон обозначается разнообразными ( регулярно) повторяющимися ( основными) приметами, так и начала юг ( характеризуются) своими признаками.
65. Так в начале ( каждой) кальпы ( Вишну) вновь и вновь вершит подобное творение,-он наделен энергией-шакти, желанием творить и побуждаем энергией-шакти того, что сотво-ряемо.