ГЛАВА XX
Пара шара сказал:
1. Так, размышляя о Вишну, как о неотделимом от себя и уподобившись ему, он, о дваждырожденный, стал считать себя прежде всего Ачьютой.
2. Забыв о себе ( как о личности), он не знал ( уже) ничего иного и думал так: <Я, воистину, вечный Ананта, высший Атман! >
3. И в результате такой его йоги в его очищенной внутренней сущнос-ти,-а он был свободен от грехов,-утвердился Вишну, состоящий из Знания Ачьюта.
4. Как ( только) в Прахладе силою йоги родился состоящий из Вишну бог, в тот же миг, о Майтрея, тотчас лопнули обвивавшие его путы из урагов.
5. Заметались стаи морских чудовищ, покрылся волнами и забушевал великий океан, задрожала земля с горами, рощами и лесами.
6. И многомудрый ( Прахлада) скинул с себя груду скал, набросанную сверху дайтьями, и вышел из вод.
7. Увидев мир, с землей, небом и прочим, он вновь вспомнил себя: <( Ведь) я-Прахлада!>
8. И он, мыслитель, вновь восславил безначального высшего Пурушу, сосредоточив мысль на одном ( Вишну), полностью обуздав речь, деяния и разум.
Прахлада сказал:
9. 0м, слава высшей цели, о грубый и тончайший, произносимый и непро-
износимый, явленный и неявленный, раздели-мый и нераздельный, о незапят-
нанный Властелин!
10. О подвластный Качествам и основа Качеств, о Атман, лишенный Ка-
честв и превышающий Качества, воплощенный и невоплощенный, огромный в
своем воплощении и тончайший в своем воплощении, о открытый и закрытый!
122
11. О Атман, и страшный обликом и прекрасный, о состоящий из веденья и неведенья Ачьюта, о имеющий образ существующего и несуществующего, о существующий, о источник благого и неблагого существования!
12. О непреходящий и преходящий, о развертывающийся Атман, ( о Атман), покоящийся на не подлежащих развертке чистых ( субстанциях)! Слава тебе, о единый и не единый, о Ва-судева, о первопричина ( всего)!
13. Слава тому высшему Пуруше, кто грубый и тончайший, тому, кто явный и незримый, тому, кто не является и ( вместе с тем) является всеми первоэлементами, тому, от кого ( произошла) вселенная и тому, кто отличается ото ( всех) причин вселенной! Парашара сказал:
14. Пока он, ( предавшись) сердцем ( Вишну) таким гимном прославлял бога, перед ним воочию предстал Бхагаван Хари, облаченный в желтые одежды.
15. С изумлением взглянул на него ( Прахлада), встал и, запинаясь, начал, о дваждырожденный, вновь и вновь восклицать так: <Слава Вишну!>
Прахлада сказал:
16. О бог, о устранитель печалей (всех) прибегающих (к тебе), будь
милостив, о Кешава, вновь очистить меня даром своего взгляда, о вечный!
Шри Бхагаван сказал:
17. Я доволен незыблемой любовью-бхакти, которую ты проявил. О Прах-
лада, избери от меня дар, какой пожелаешь!
Прахлада сказал:
18. О Покровитель, за все те тысячи рождений, что мне предстоит пройти, да пребудет ( во мне) всегда неколебимая лю-бовь-бхакти к тебе, о Ачьюта!
19. Пусть неизбывная радость, ( подобная той), что ( испытывают люди), не знающие различия ( между истинным и ложным знанием) по отношению к объектам чувств, ( возникшая) ( у меня) при мыслях о тебе, ( никогда) не покидает моего сердца!
123
Шри Бхагаван сказал:
20. У тебя есть любовь-бхакти ко мне, и она, воистину, вечно пребудет
( в тебе). О Прахлада, избери от меня дар, какой хочешь.
Прахлада сказал:
21. Меня возненавидели за то, что я прославлял тебя. Прости, о бог, тот грех, что совершил мой отец.
22. Из ненависти ( мои) члены рубили оружием, ( меня) бросали в бушующее пламя, ( меня) жалили ураги, в мою пищу подкладывали яд.
23. ( Меня) связали и бросили в море, на меня навалили груду скал, против меня применяли и всякие иные средства,-
24. но я, твой почитатель-бхакт остался невредим. ( От греха всего) этого твоим могуществом, о Владыка, избавь сейчас моего отца.
Шри Бхагаван сказал:
25. О Прахлада, по моей милости все это сбудется для тебя. Я дарую
тебе еще один дар. Избирай, о сын асуры!
Прахлада. сказал;
26. О Бхагаван, я удовлетворен таким твоим даром; по твоей милости ( моя) любовь-бхакти к тебе в будущем ( да пребудет) незыблемой.
. f 27. К чему дхарма, богатство и наслаждение,--ведь Осво-f бождение в руке того, кто тверд в любви-бхакти к тебе, о ко-Л рень всех миров! Шри Бхагаван сказал:
28. Раз твое сердце непоколебимо в любви-бхакти ко мне, то моею милостью ты обретешь высшее Освобождение!
29. Сказав так, Вишну исчез у него из взора, о Майтрея, а (Прахлада) опять пошел и припал к стопам отца.
30. Отец приложился к его лбу и обнял мученика. <Ты жив, о ди-тя>,-сказал он, о дваждырожденный, проливая горькие слезы.
31. Великий асура был благосклонен к нему и не терзал ( больше сына). А знаток дхармы ( Прахлада) стал ( выполнять свои обязанности), служа гуру и отцу.
32. И когда Вишну в исконном образе Нарасимхи погубил его отца, он стал Господином дайтьев, о Майтрея.
33. Затем, о дваждырожденный, он достиг блеска величия и, блюдя чистоту деяний, ( обрел) потомство и новую величайшую власть.
34. По истечении ( срока) своего владычества, он, освободившись от ( последствий) заслуг и грехов ( путем) сосредоточения на Бхагаване, обрел высшее Освобождение.
35. Таков был, о Майтрея, могучий дайтья, многомудрый Прахлада, почи-татель-бхакт Бхагавана, о котором ты меня спрашивал.
36. Тот, кто слушает эту повесть о житии великого духом Прахлады, тотчас же освобождается от грехов.
37. Человек, слушающий и читающий повесть о житии Прахлады, без сомнения, смывает грех, совершенный днем или ночью, о Майтрея.
38. Читающий эту ( повесть о житии Прахлады) в полнолуние, в новолуние, на восьмой или двенадцатый ( день светлой половины лунного месяца) обретает плод, ( равный) дарению коровы, о дваждырожденный.
39. Как Хари защищал Прахладу во всех бедствиях, так защитит он того, кто всегда слушает повесть о его житии.