ГЛАВА III
Майтрея сказал:
1. Так возникла способность к творению и прочему у Брахмы, который
лишен Качеств, неизмерим, чист и безупречен по своей сущности.
Парашара сказал:
2. Силы всего существующего являются объектами Знания, но они не постижимы ( разумом), оттого, что эти силы существования, наделенные ( способностью к) творению и прочему, присущи Брахме, как жар огню, о лучший из подвижников!
3. Внимай же, как отец. миров, Бхагаван Брахма, именуемый Нараяной, свершил творение. Говорят, о знающий, что ( Брахма) был рожден,- таково обычное выражение ( для обозначения его манифестации).
4. Мерой присущей ему жизни, по традиции, считается сотня лет. Этот период также называют парой, а половина его известна как парардха.
5. Я уже говорил тебе, о безгрешный, что Кала является исконным образом Вишну; ( им) измеряется период бодрствования ( Брахмы)
6. и других существ, движущихся и неподвижных, а также земли, всех гор, морей и прочего, о лучший из лучших!
7. Пятнадцать нимеша, о лучший из отшельников,-это каштха, тридцать каштха-это кала, а тридцать кала-это му-хурта.
8. Столько же ( тридцать) мухурт по традиции считаются днем и ночью людей, а столько же ( тридцать) таких дней и ночей образуют месяц, имеющий две половины.
9. Шесть ( месяцев) составляют вяну, а две аяны, южная и северная, составляют год; южная аяна-это ночь богов, а северная аяна-это день богов.
10. Двенадцать тысяч лет богов составляет чатуръюгу, которая подраз-
деляется на Криту, Трету и прочие.
11. Крита и прочие ( юги) ( состоят) соответственно из четырех, трех, двух, и одной тысячи (лет богов); (всего) юги (содержат) восемь тысяч ( лет) богов, так говорят знатоки древности.
12. (Чатуръюге) предшествует (период) известный как сан-дхья, в нем столько сотен ( лет богов), сколько тысяч ( лет богов) содержатся в ча-туръюге; за непрерывной югой идет ( период), называемый сандхьяншака, он равен ( периоду) сандхья.
13. Период между сандхьей и сандхьяншей, о лучший из отшельников, называется (чатур)югой; его же должно знать под именем Крита, Трета и другие.
14. Крита, Трета, Двапара и Кали называются чатуръюгой, а тысяча (ча-туръюг), о отшельник,-это день Брахмы.
15. В течение дня Брахмы существуют, о брахман, четырнадцать Ману; слушай же, как измеряются периоды их ( правления).
16. Издавна семь риши, боги, Шакра, Ману и его сыновья-цари рождаются и умирают в один период.
17. Период Ману, богов и прочих-это манвантара, она превышает, о лучший из лучших, семьдесят одну чатуръюгу.
18. Считается, по преданию, что (манвантара) превышает 852 тысячи ( лет) богов.
19-20. Манвантара, о дваждырожденный, состоит, о многомудрый, из 306.752 тысячи лет богов без добавочного периода, о дваджырожденный!
21. Четырнадцать таких периодов по традиции считаются брахмическим днем; название ( брахмический) ( объясняет) причину ( этого дня); в конце этого ( дня) наступает гибель мира.
22. Тогда пылают все три мира, земля, мир солнца и луны и другие ( миры), а обитатели мира патриархов от жара бегут в мир сыновей Брахмы.
23. Когда все три мира обращаются в единый океан, Брахма, являющийся по своей сущности Нараяной, наслаждаясь, возлежит на ложе, насытившийся поглощением трех миров.
24. В течение ночи, равной по протяженности дню, в конце которой ло-тосоокий бог, на ком сосредоточили свои мысли пре-
21
бывающие в мире сыновей Брахмы йогины, вновь приступает к творению.
25. Так ( проходит) и год Брахмы, и сотня его лет, а сотня лет ( сос-
тавляет) целую жизнь этого великого духом.
26. Когда истекает первая парардха Брахмы, о безгрешный, в конце ее ( имеется) великая кальпа, известная как Падма.
27. А в наступившей второй парардхе, о дваждырожден-ный, первая кальпа называется Вараха.