Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Вайдьянатха Дас

[стр. 4]

Вишая это просто утверждение чего-то. Я говорю что-то, я делаю какое-то утверждение. Например, какое утверждение я могу сделать? «Сознание Кришны» это самая лучшая религия на свете. Это вишара. Это тема, которую я собираюсь доказывать. И так далее. Так? Дальше что, по вашему, должно быть следующее? Вада катхе.

- Аргументировать. Доказать. Доказательство. Объяснение почему.

Ну, строго говоря, да. Строго говоря, я должен доказать, но, в принципе, это доказательство, краткое доказательство входит обычно в вишаю в свою тему, то есть я как бы декларирую это.

- А мы должны сомневаться.

Правильно. Следующее это самшая. Кто знает что самшая?

- Сомнение?

Сомнение. Самшая это сомнение. Или иногда оно тоже называется вишая, только «ш» тут другое. Если тут «ш» с точкой внизу, то тут, соответственно, с такой точкой. Самшая, сомнение. То есть сначала я говорю что-то и сразу же у вас возникает сомнение. Я говоря: «Сознание Кришны» самая лучшая религия». У вас возникает сомнение: «И правда ли? И столько всяких глупостей тут происходит, неужели это самое лучшее?». Вот. Соответственно, сразу же, это естественная психологическая реакция человека, вам что-то говорят, особенно если вам говорят очень сильно, сразу же вы начинаете сомневаться: «Что это он мне навязывается. Хочет мне промыть мозги». Вот. И следующее, соответственно, вада катхе или вот в этом логическом ведении следующая часть что по-вашему должно быть?

- Противоположное.

Да. Антитезис. Если это теза или тезис, то дальше следует антитезис. Мы сомневаемся и мы формулируем некое противоположное утверждение. Оно называется на санскрите пурвапакша.

Четвертое.

- Пример?

Нет. Четвертое это просто вывод. Мы, в конце концов, то есть сначала мы говорим тезис, потом у нас возникает сомнение: «Неужели это так? Смотри как, на самом деле, никакая она, «Сознание Кришны», не лучшая религия на свете, а самая лучшая религия это православное христианство, потому что мы живем в России». Так? Это антитезис. Так? Теперь дальше соответственно четвертый вывод. Четвертый это собственно вывод или подведение итога сикханта. И иногда есть пятая часть этого, которая называется прайоджана. Когда сравнивается… Прайоджана это сравнение силы аргумента тезиса и пурвапакши, антитезиса. Когда сравнивается кто собственно победил, чья взяла. То есть каждая тема, каждая новая тема вводится с помощью такого метода, с помощью вадакатхи. И иногда, при развитии темы, при развитии каждой авикараны, тоже авторы этой сутры прибегает к вадакатхе. То есть иногда в самой Веданта сутре есть сутры которые представляют собой антитезу, пурвапакшу, то есть что-то что сам автор не думает, но просто ради спора, ради аргумента выдвигает. И иногда мы видим при изучении Веданта сутры как Шанкарачарья берет сутру, которая относится к категории пурвапакши и говорит: «Вот смотрите что говорит тут Вьясадева. Он говорит это». На самом деле Вьясадева говорит не это. Он говорит прямо противоположное. Он выдвигает это в качестве пурвапакши. Но это так просто в качестве примера.

Итак, мне хотелось еще перейти к первой агьяе или к первой книге Веданта сутры. Кто-то помнит с чего начинается Веданта сутра? Какая первая сутра Веданта сутры? Джанмадай асья атара кто-то считает. У кого-то есть другое мнение?

- Ом.

Омм. Хорошо. Вы хорошо усвоили философию майавады. На этом можно все закончить. Еще есть какое-то мнение?

- Пора вопрошать.

Далее: