Обязанность саньяси изучать Веданта сутру и иметь целостное представление о Веданта сутре, иметь постоянно в голове всю эту философию. Есть такой афоризм, который звучит «Веданта вакешу сада рамантах» это значит, что человек должен постоянно наслаждаться изучением Веданта сутры. Сада рамантах. Сада рамантах постоянно получать удовольствие от этого. И саньяси майавади они именно этим занимаются. Они постоянно изучают вот эту вот логику Веданта сутры и получают от этого какое-то определенное наслаждение. Но, Чайтанья Махапрабху затем… Да, он стал спрашивать: «А что ты не понимаешь конкретно? Ты не понимаешь смысл сутр?» Чайтанья сказал: «Нет. Сутры я понимаю. Сутры я очень хорошо понимаю. Я не понимаю твоих объяснений. То, что ты пытаешься сделать из этих сутр, то, как ты пытаешься их вывернуть, этого я не могу понять. Сами сутры очень простые. Что там? Все очень просто».
И, в сущности, сегодня мы попытаемся на нескольких примерах показать каким образом Шанкарачарья выворачивает смысл сутр. Каким образом? Он берет очень ясное логическое объяснение всей ведической философии, очень ясное, даже школьник может понять о чем идет речь и выворачивает его, делает его очень сложным и пытается изобрести какую-то очень сложную и достаточно искусственную систему. Это то, что мы будем рассказывать сегодня. Но прежде чем мы перейдем к этому…
Итак, Веданта сутра это код, это шифр с помощью которого можно понять ведическую литературу. И в этом смыл.
Теперь еще один вопрос я хотел бы задать вам. Если Веданта сутра так важна, если она, по сути дела, представляет собой код к пониманию всей ведической философии, почему мы ее не изучаем? Почему вместо лекций по Шримад Бхагаватам мы не устраиваем лекций по Веданта сутре?
- Шримад Бхагаватам естественный комментарий.
Да. Шримад Бхагаватам по словам Чайтаньи Махапрабху, это утверждение Самого Чайтаньи Махапрабху, Он сказал об этом в беседе с Сарвабамой Бадачарьей, Он сказал: «Какой смысл изучать Веданта сутры? Есть Шримад Бхагаватам». И автор Веданта сутры сам объяснил смысл Веданта сутры в естественном комментарии к Шримад Бхагаватам, который он дал. Атхойам брахма сутранам. Атхойам смысл брахмасутр содержится в самом Шримад Бхагаватам с самого начала. Но, так или иначе, так как мы взялись за Веданта сутру, мы все-таки… Можно было бы сейчас закончить эту лекцию по Веданта сутре и начать лекцию по Шримад Бхагаватам, но так как мы уже взялись за изучение Веданта сутры, то мне хотелось в двух словах напомнить о том, что мы уже говорили о Веданта сутре и немножко более подробно рассказать о том, что она содой представляет.
На прошлом занятии мы говорили, что она состоит из четырех книг. Правильно? Как называются эти книги кто-нибудь помнит?
- Саманвая, авиротха.
Саманвая. Вторая книга? Авиродха. Третья?
- Сатхана?
Садана. И четвертая?
- Пхала?
Пхала. И первые две книги описывают что?
- Общие. Гьяна.
Самбандха гьяна. То есть как бы знания об отношениях чит, ачит и ишвары. То есть Верховного Господа, материального мира и живого существа. Третья книга описывает что?
- Абхидея. Метод, путь.
Абхидея или процесс достижения, процесс постижения, процесс восстановления этих отношений или установления этих отношений. И, наконец, третья книга описывает что?
- Прайоджану.
Прайоджану или цель, результат всего этого. Теперь кто-нибудь знает внутреннюю структуру? Каждая из этих книг называется агьяя, то есть саманвая агьяя, авиродха агьяя, садана агьяя и пхала агьяя.