Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Вайдьянатха Дас

[стр. 16]

Теперь давайте… Мы определили соответственно самбандху, абхидею и прайоджану материалистов, мы поговорили немножко о вайшнавах, теперь давайте все-таки правильно определим ее для философии Шанкары, так как не забывайте что мы изучаем именно ее, а не что-то другое. Какова самбандха для Шанкарачарьи?

- Брахман.

Брахман – самбандха. Какова абхидея?

- Брахман.

Я вас обманул в прошлый раз. Гьяна или знание. Гьяна или знание это собственно абхидея или процесс постижения. Они напирают на изучение Веданта сутры, на получение знания как на процесс постижения. И какова прайоджана?

- Брахман. Рождение.

Мокша. Мокша или освобождение, или слияние с брахманом есть прайоджана.

- По христиански как будет?

Давайте определим.

- Тут христиан нету?

Какова самбандха у христиан?

- Иисус Христос.

Правильно. Какова абхидея?

- Молитва. Пост.

Да. Пост, молитва, то есть своего рода… На самом деле это своего рода практика бхакти. Какова прайоджана?

- Рай.

Рай – прайоджана. То есть, в сущности, ну ладно, не будем говорить сейчас о христианах, мы потом о них поговорим, но суть в том, что нужно очень четко понять вот эту вот самбандху.

И сейчас мне хотелось тут еще несколько минут оставшихся у нас поговорить о разнице между понятием бхагаван, который является самбандхой в нашем случае и понятием брахман, который является самбандхой в случае майавади. От того, что вроде бы… Что такое бхагаван что такое брахман? Как говориться в Шримад Бхагаватам?

- Абсолютная истина.

Да, что и то и другое абсолютная истина. Это разные аспекты одной абсолютной истины. Это один аспект абсолютной истины, это другой аспект абсолютной истины. И казалось бы, на самом деле, особенной разницы нет. Но мы знаем, что иногда эти слова даже используются как синонимы, но тем не менее вот эта вот разница в акцентах, которая содержится в двух этих словах, которая есть смысл в этих словах, она приводит к принципиальной иной абхидее, к принципиально иной прайоджане, ко всей другой философии. И мне хотелось бы чтобы вы определили собственно каково существенное отличие, которое приводит ко всем остальным различиям? В чем различие между брахманом и бхагаваном?

- У брахмана нет ананды.

- Личности нет.

- Расы нет.

- Качества нет у Бхагавана.

- Нету блаженства.

Личные, раса, качества. Все правильно. Но если более точно? Что такое брахман, чем отличается брахман от бхагавана?

- Брахман это вечность.

- Энергия.

- Это только один брахман производит.

Что такое ван?

- Владеющий.

Что такое бхага?

- Богатство.

Богатство или достояние, или энергия, или еще что-то такое. То есть очень интересно понять каким образом определяется личность. Личность определяется как тот, кто может владеть, кто обладает чем-то. То есть уже изначально в самом понятии бхагаван заложена двойственность. Есть личность и есть то, чем она владеет. Есть разделение на личность и энергию этой личности, на то, что принадлежит этой личности. Вот. Тогда как брахман ничего такого не подразумевает. Брахман, буквально… что значит брахман? Кто-то знает санскритский перевод слова? От какого корня санскритского это слово брахман?

Далее: