Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Таттва-сандарбха

Раздел 2 (Тексты 17.2 - 18.1) Д) В Пуранах существует определенная иерархия

Д) В Пуранах существует определенная иерархия
(Тексты 17.2 - 18.1)

Текст 17.2
Даже хотя мы уже разобрались с вопросом об авторитетности Пуран, теперь необходимо рассеять сомнения относительно их нынешнего состояния:
Не слишком разумным людям нашего времени трудно понять Пураны, поскольку их изначальные тексты не доступны в полном объеме и так как, по большей части, они рекомендуют поклонение полубогам.

Текст 17.3
Как утверждается в "Матсья-Пуране" [53.65, 68-69]: "Исторический текст является пураной, если он обладает пятью отличительными признаками; в противном случае это акхьяна. В Пуранах, описывающих дни Брахмы в гуне благости, больше всех прославляется Верховный Господь Хари. В летописях, описывающих кальпы в гуне страсти, особенно прославляется Брахма. В тех, что описывают дни Брахмы в гуне невежества прославляются Агни, а также Шива. А в хрониках, описывающих смешанные дни, обсуждаются Сарасвати и питы".

Текст 17.4
Прославление здесь Агни [бога огня] относится к ведическим жертвоприношениям, которые совершаются подношением даров различным видам священного огня. Во фразе "а также Шива" (шивасья ча), слово "также" подразумевает "также и Шива [его жена]". "Смешанные дни" означают много дней Брахмы, когда одновременно ощутимы и благость, и страсть, и невежество. "Сарасвати" также означает разных полубогов, имеющих косвенное отношение к ней, богине красноречия. Под словом "питы [небесные прародители]" также подразумеваются ритуальные действия, ведущие к достижению их миров, в соответствии с утверждением шрути: "Выполняя ведические ритуалы, человек достигает планеты питов".

ТЕКСТ 18
Текст 18.1
Исходя из этого можно понять, что Пураны, о которых говорится в "Матсья-Пуране", подразделяются на несколько естественных категорий, соответствующих дням Брахмы, о которых в них повествуется. Но как определить иерархию этих категорий, чтобы выяснить какая из них высшая? Можно предположить, что это делается в соответствии с иерархией гун природы - благости, страсти и невежества. Если это так, то, согласно логике следующих утверждений: "Из гуны благости рождается знание" (саттват санджаьяте джнанам) [Бг. 14.17] и "Пребывая в гуне благости, можно осознать Абсолютную Истину" (саттвам ьяд брахма-даршанам) [Бхаг. 1.2.24], мы приходим к заключению, что для постижения трансцендентного лучше подходят Пураны и другие писания в гуне благости.