Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Таттва-сандарбха

Раздел 2 (Тексты 12 - 15.4) Б) Пураны относятся к ведическим писаниям

Б) Пураны относятся к ведическим писаниям
(Тексты 12 - 15.4)

ТЕКСТ 12
Текст 12.1
Однако, мы должны принимать во внимание, что в наши дни никто не в состоянии в полной мере постичь все то, чему учат авторитетные ведические писания, так как смысл их очень сложен для понимания. Даже мудрецы и комментаторы Вед могут расходиться друг с другом во мнениях по какому-либо вопросу. Поэтому уместно было бы последовать совету обратить внимание на шабда-праману Итихас и Пуран, которые по сути не отличны от Вед, и предельно ясно их разъясняют. Поскольку благодаря Итихасам и Пуранам можно понять те ведические тексты, смысл которых не самоочевиднен, Итихасы и Пураны относят к числу авторитетных источников знания нашего времени.

Текст 12.2
Так "Махабхарата" ["Ади-парва"1.267] и "Ману-самхита" утверждают: «Без изучения Итихас и Пуран знание Вед не считается полным". В другом месте говорится: «Слово "пурана" происходит от слова "пурана" (завершенность, дополнение)". Нельзя дополнять Веды тем, что Ведами не является, так же как не запаивают оловом сломанный золотой браслет.

Текст 12.3
Кто-то может возразить: «Но говоря, что Веды включают в себя Пураны и Итихасы, нам придется обозначить словом "Пураны" нечто отличное от общепринятого значения этого слова. В противном случае Итихасы и Пураны не будут тождественны Ведам".
На это возражение ответ таков: "Пураны и Итихасы неотличны от Вед, поскольку как законченные произведения они несут одно и то же послание; а также и те, и другие богооткровенны и непогрешимы (апаурушеья). Однако, несмотря на это тождество, отдельные категории текстов были подразделены по признакам строгости интонации и неизменности словесных формулировок".

Текст 12.4
Тождество Вед с Итихасами и Пуранами, ввиду того, что Итихасы и Пураны являются апаурушеей, подобно "Риг-Веде" и другим Ведам, подразумевается, в частности, в следующей выдержке из "Мадхьяндина-шрути": «Итак, дыхание Верховного Живого Существа - это "Риг-Веда", "Яджур-Веда", "Сама-Веда", "Атхарвангираса-Веда", Итихасы и Пураны". ["Брихад-араньяка-упанишад" 2.4.10].

ТЕКСТ 13
Текст 13.1
В "Прабхаса-кханде" "Сканда-Пураны" утверждается: «В давние времена, Брахма, прародитель бессмертных полубогов, совершал суровые покаяния. Вследствие чего проявились "Веды" с шестью приложениями (веданги), пословным делением (пада) и текстами для облегчения их запоминания (крама). Затем появилась единая Пурана, вбирающая в себя все писания. Пурана неизменна и благоприятна; она состоит из вечного звука и содержит миллиард стихов. Она изошла из уст Господа Брахмы. Послушайте же описание ее разделов: Первой идет "Брахма-пурана" ..."

Текст 13.2
Упомянутая здесь цифра, один миллиард, относится к числу стихов, известных на планете Брахмы. В третьей песне "Шримад-Бхагаватам" есть фрагмент подобный приведенной выше цитате из "Сканда-пураны". Он начинается со слов: « "Риг-", "Яджур-", "Сама-" и "Атхарва-Веда" постепенно проявлялись из лиц Брахмы, начиная с лица, обращенного вперед". [Бхаг. 3.12.37] В этом же фрагменте текста мы находим следующее утверждение: «Затем Брахма сотворил всеми своими устами пятую Веду - Пураны и исторические хроники, поскольку он мог видеть прошлое, настоящее и будущее". [Бхаг. 3.12.39]. Употребленное здесь слово "веда" относится также к Пуранам и Итихасам.

Текст 13.3
Мы находим подобные утверждения, констатирующие, что "Пурана является пятой Ведой" и в других местах: «Итихасы и Пураны называют пятой Ведой" [Бхаг. 1.4.20]. «Он учил ведам, включая пятую из них, "Махабхарату"" ["Махабхарата", "Мокша-дхарма" 340.21].
Если бы Итихасы и Пураны не были ведическими произведениями, то в утверждениях, подобных процитированным выше, их не стали бы называть "пятой Ведой", поскольку, считая предметы, мы всегда подразумеваем, что они принадлежат к одной категории.

Текст 13.4
Более того, в "Бхавишья-пуране" утверждается: «Веда, написанная Кришной [Дваипаьяной Вьясой], является пятой Ведой и известна как "Махабхарата"". А в "Чхандогья-упанишаде" из раздела Каутхумиья "Сама-Веды" сказано: "Господин, я изучил "Риг-Веду", "Яджур-Веду", "Сама-Веду", четвертую из Вед, или "Атхарву-Веду", а также Итихасы и Пураны, которые являются пятой Ведой". И так далее.

Текст 13.5
Так опровергается возражение, отрицающее авторитетность Итихас и Пуран в том виде, в каком мы их знаем, и основывающееся на предположении, что Итихасы и Пураны, упомянутые в цитате о "дыхании Верховного Живого Существа" из "Бриихад-араньяка-упанишады", не более, чем отдельные части четырех Вед. Это же подтверждается цитатой, начинающейся словами: «Первой идет "Брахма-пурана" ..."

Комментарий:
1. Дальнейшие свидетельства из Шрути и Смрити о ведической природе Пуран и Итихас.


ТЕКСТ 14
Текст 14.1
Эти слова, произнесенные Сутой Госвами в "Ваю-Пуране" [60.16-18, 21-22] объясняют почему Итихасы и Пураны считаются пятой Ведой:
"Затем Личность Бога [Шрила Вьясадева] уполномочил меня рассказывать Итихасы и Пураны. Вначале была единая Веда, "Яджур-Веда". Вьясадева разделил ее на четыре части, в которых обозначались ритуальные обязанности жрецов четырех видов, и на основании которых он установил правила проведения жертвоприношений. Обязанности жрецов по-имени адхварью были определены в яджур-мантрах, жрецов по-имени хота - в риг-мантрах, жрецов по-имени удгата - в сама-мантрах, а жрецов по-имени брахма - в атхарва-мантрах. О лучший из брахманов, понимая глубинный смысл Пуран, Вьясадева вкратце изложил их суть в акхьянах, упакхьянах и гатхах. Все, что осталось [после раздела Веды на четыре части], считается "Яджур-Ведой". Таково заключение касающееся богооткровенных писаний".

Текст 14.2
Мы также видим, что Итихасы и Пураны декламируют при проведении брахма-ягьйи, как явствует из данного предписания: "[Цитируемые тексты включают в себя] Брахманы, Итихасы и Пураны" ["Тайттирья-Араньяка" 2.9]. Это не было бы возможным в том случае, если бы Итихасы и Пураны не являлись ведическими произведениями.
В "Матсья-Пуране" [53.8] Верховный Господь говорит: "О, лучший среди брахманов, предвидя, что с течением времени Пуранами начнут пренебрегать, каждую эпоху я прихожу как Вьяса и даю их краткое изложение". На основании вышесказанного можно понять, что имеет в виду Господь: "Я перелагаю уже существующую Пурану с целью ее более легкого восприятия".

Текст 14.3
Сразу же после этого говорится: "В каждую Двапара-югу я разделяю Пурану на восемнадцать книг, содержащих в общей сложности четыреста тысяч стихов, и в такой форме они становятся доступными на этой планете. Но даже сегодня на планетах полубогов Пурана состоит из миллиарда стихов. Суть этой изначальной Пураны содержится в сокращенной версии из четырехсот тысяч стихов". ["Матсья-Пурана" 53.9-11]

Текст 14.4
Поскольку как уже говорилось, "Все, что осталось, считается "Яджур-Ведой", эти четыреста тысяч стихов являются не чем-то вновь сочиненным, а наиболее полезными для этого мира смертных выдержками из изначального текста, подобранными в виде сжатого изложения.

ТЕКСТ 15
Текст 15.1
Та же картина, описывающая Пураны в их неразрывной связи с Ведами, представлена в "Ваявиья-самхите" [1.1.37-38] из "Шива-Пураны": "Великий учитель, сжав четыре Веды, поделил их на четыре части. Поскольку он разделил Веды на части, его зовут Веда-вьяса. Он также кратко изложил суть Пураны в четырехстах тысячах стихах, хотя на планетах полубогов Пурана и по сей день состоит из одного миллиарда стихов".
В завершение можно отметить, что слово "санкшиптам" (была сжата) подразумевает, что это было сделано "Им".

Текст 15.2
Названия же Пуран, такие как "Сканда-" и "Агни-", названы именами тех, чьими устами они были поведаны, как например "Катха-упанишад" был назван по имени мудреца Катхи, составившего его. Или же, оно определяется установленным порядком возникновения Пуран. Поэтому, когда мы слышим о том, что Пураны не вечны, это относится лишь к их видимому проявлению и уходу.
Таким образом, [в текстах 13-15.2] мы доказали, что Итихасы и Пураны являются ведическими произведениями.

Текст 15.3
Сута Госвами и другие, обрели привилегию рассказывать Итихасы и Пураны, благодаря повторению имени Шри Кришны, которое спелый плод лианы Ведического шрути. Как говорится в "Прабхаса-кханде" [из "Сканда-Пураны"]: "Имя Кришны - сладчайшее из сладкого, наиблагоприятнейшее из благоприятного. Оно – самый спелый плод лианы всего Ведического шрути. Оно чисто и всецело духовно. О лучший из династии Бхригу, любой человек, который хотя бы раз произнесет это имя, неважно с верой или с пренебрежением, достигнет освобождения".

Текст 15.4
В "Вишну-дхарме" также имеется подобное утверждение: "Считается, что тот, кто произносит два слога: Ха-ри, уже изучил "Риг-Веду", "Яджур-Веду", "Сама-Веду" и "Атхарва-Веду"." В "Вишну-Пуране" утверждается, что Итихасы и Пураны делают смысл Вед явным. "Под видом "Махабхараты" Шрила Вьяса раскрыл смысл Вед. Нет сомнений в том, что Пураны дают прочное обоснование Ведам".