Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Танец с Шивой

Возможно ли примирить монизм и дуализм?

Возможно ли примирить монизм и дуализм?

ШЛОКА 143

Монисты, глядя с вершины горы, воспринимают од­ну реальность во всех вещах. Дуалисты с подножия горы видят Бога, души и мир вечно разделенными. Монисти­ческий теизм есть совершенное примирение этих двух воззрений. Аум.

БХАШЬЯ

Представьте себе гору и тропу, ведущую к ее снежной вершине. Когда скалолаз проходит нижние ярусы горы, он видит луга, перевалы, гигантские валуны. Это можно уподобить дуализму, естественному, теистическому сос­тоянию, в котором Бог и человек — различны. Достигая вершины, скалолаз видит, что все эти многообразные де­тали пейзажа суть одна гора. Это осознание подобно чис­тому монизму. К сожалению, многие монисты, достигая вершины, учат отрицанию тех подножий горы, через ко­торые они сами проходили на пути к своему монистичес­кому пику. Однако, если подняться еще чуть выше, если поднять кундалини в пространство над горным пиком, можно познать полную Истину. Подножие и вершина то­гда видятся как одно целое. Именно так теизм и монизм принимаются пробужденной душой. Монистический те­изм, адвайта-ишваравада, стирает двойственность бытия и становления, уничтожает кажущееся противоречие между вечностью Бога и Его временной деятельностью, распутывает проблему добра и зла и указывает выход из тупика одного и двух. Веды утверждают: «Тот, кто знает это, познает Единое и двойственность, — он, достигший единства Единого, самотождественной природы». Аум Намах Шивайя.