Каковы различные воззрения на зло?
ШЛОКА 149
Для монистических теистов мир майи есть совершенное творение Шивы, содержащее в себе каждую вещь и ее противоположность. Для плюралистических теистов мир омрачен злом; вследствие этого, майя не может быть творением совершенного Бога. Аум.
БХАШЬЯ
Плюралистические сиддхантины верят, что миру майи присуще зло и несовершенство, ибо он явно полон горя, несправедливости, болезней и смерти. Душа также безначально заражена анавой, или ограниченностью. Плюралисты утверждают, что если бы Бог создал майю — материал для мира — или душу, Он, конечно, сделал бы их без изъяна и не было бы никакого зла, ибо несовершенство не может происходить от Совершенства. Отсюда они заключают, что анава, карма и майя существовали всегда и что душа была безначально погружена во тьму и рабство. Монистические сиддхантины считают, что с позиции высшего сознания этот мир виден таким, какой он на самом деле есть, — совершенным. Нет никакого фундаментального зла. Бог Шива создал принцип противоположностей, которые являются катализаторами в процессе созревания души, — таковы красота и уродливость, свет и тьма, любовь и ненависть, радость и горе. Все это — Сам Бог Шива, все это — в Нем и от Него. Совершенный космос вышел из-под рук совершенного Создателя. «Тирумантирам» говорит: «Все проявления природы — Его милость. Все одушевленное и неодушевленное — Его чистая милость. И как тьма, и как свет распространяется милость Господа». Аум Намах Шивайя.