Какова природа социальной дхармы?
ШЛОКА 58
Социальный закон, или варна-дхарма, включает занятия, обязанности и ответственность, которые мы должны принимать, будучи членами нации, сообщества или семьи. Важный аспект этой дхармы — это религиозные и моральные законы. Аум.
БХАШЬЯ
Каждое человеческое общество вырабатывает сложную структуру социальных взаимодействий. Ученые набожные души, обладающие исключительными знаниями, — это мудрые брахманы. Законодатели и претворяющие законы в жизнь — это наши защитники, кшатрии. Банкиры и бизнесмены — это купцы-вайшьи. Рабочие и ремесленники — это шудры. Помимо этих четырех классов, или варн, есть сотни каст, или джати. В индуистских сообществах класс и каста, определяющие занятия и положение в сообществе, в основном передаются по наследству. Однако честолюбивые люди, вступающие на новое поприще благодаря образованию, мастерству и упорству, выходят за рамки этих наследуемых категорий. Социальная дхарма выполняется в соответствии с законами нашей страны, обязанностями внутри сообщества и в соответствии с нашим долгом по отношению к семье и к друзьям. Всеобъемлющая система обязанностей, моральных норм и религиозных правил составляет действующий божественный закон нашей повседневной жизни. При правильном исполнении этого закона, варна-дхармы, личный и семейный прогресс растет и обеспечивается преемственность культуры. Веды говорят: «Когда человек рождается, кем бы он ни был, одновременно рождается долг перед Богом, мудрецами, предками и людьми». Аум Намах Шивайя.