Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Святые места Радха-Кунды

Манаса-Павана-гхат

Манаса-Павана-гхат 

В этом прославленном гхате на берегах Шьяма-кунды, по словам Кришна даса Кавираджи Госвами, Шримати Радхарани и Ее подруги принимали омовение каждый день в полдень. Гхат – один из самых знаменитых мест на Радха-кунде. Шримати Радхарани сказала, что любой, кто примет омовение у этого гхата, будет благословлен Ею достигнуть той же любви, что Она Сама имеет к Кришне.

На верхних ступеньках Манаса-павана гхата есть колючий куст. Говорят, что гопи вешали свои одежды на этот куст, когда принимали омовение в кунде. Этот колючий куст был прежде брахманом из Каши (Варанаси), который желал служить Радхе и Кришне. Он получил благословение и принял форму куста на берегу Шьяма-кунды.

Панча-Пандава-гхат

Прежде здесь, на берегу Шьяма-кунды, стояли пять деревьев. Говорится, что пять Пандавов приняли тела деревьев, чтобы медитировать на берегу этого священного озера. Когда Рагхунатха дас раскапывал Шьяма-кунду, чтобы предать ей ту же форму, как у Радха-кунды, эти деревья должны были срубить. Пять Пандавов, во главе с Юдхиштхирой, явились перед Раг- хунатхой дасом во сне и попросили его не рубить эти деревья, которые были местом жительства для них. Так братья могли проводить бхаджаны на священных берегах Шьяма-кунды. Пробудившись утром, Рагхунатха дас приказал рабочим не рубить деревья, а использовать только свободную часть земли для раскопок кунды. Вот почему Шьяма-кунда имеет такую необычную форму.

К сожалению, сегодня уцелело только одно дерево. Местные садху считают, что из Пандавов это дерево – Арджуна. Его можно увидеть несколькими метрами ниже Пандава-гхата, на выступающих ступеньках. Враджаваси говорят, что это древнее дерево, калпа-врикша, не изменяется в течение многих десятилетий и всегда кажется одинаковым. Еще одно похожее дерево стояло перед бхаджан-кутиром Вишванатхи Чакраварти. Местные брахманы утверждают, что это был Бхима. Это дерево оставило тело около десяти лет назад, и сегодня остался только пенёк.

 Храм Шри Шри Чайтанья-Гададхары

 В этом храме находятся Божества (слева – направо): Господа Нитьянанды, Господа Чайтаньи, Гададхары Пандита.

Шримати Радхарани принимала участие в играх Господа Чайтаньи как Гададхара Пандит. Господь Чайтанья и Гададхара Пандит с детства были практически неразлучны. Когда Господь Чайтанья получил санньясу и отправился в Пури, Гададхара также принял санньясу и последовал за ним в Пури. Считается, что Они были Радхой и Кришной во вриндавана-лиле и явились как Гаура и Гададхара в лилах Господа Чайтаньи.

В этом храме жили и проводили свои бхаджаны великие святые – Ганга Мата Госвамини и Лакшмиприя. Обе были ученицами Харидаса Пандита Госвами, ученика Гададхары Пандита. Лакшмиприя поклонялась Божествам Шри Шри Гаура-Гададхары и лично заботилась о Них.

Ганга Мата Госвамини родилась в царской семье. После смерти отца она стала наследницей престола. Однако спустя несколько лет отреклась от мира и пришла во Вриндаван, где спала на берегу Ямуны и ежедневно подметала храм Говиндаджи. Ее гуру Харидас Пандит послал Ганга Мату на Радха-кунду к Лакшмиприе, которая ежедневно повторяла триста тысяч имен Бога. После ухода Рагхунатхи даса Госвами его говардхана-шила была передана для поклонения Лакшмиприе. После ухода Лакшмиприи этой шиле поклонялась Кришнаприя Тхакурани. Затем говардхана-шила была передана для поклонения Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуру.

Самадхи Шрилы Нарахари Саракара

 Шрила Нарахари Саракара Тхакур был одним из самых близких спутников Господа Чайтаньи Махапрабху. Он родился в Бенгалии в 1480 году и позже стал знаменитым как великий певец киртанов и как поэт. Он написал целый ряд книг, из которых самые выдающиеся – «Шри Бхаджанамрита» и «Пада-калпа-тару». В последние годы своей жизни Нарахари Саракара пришел на Радха-кунду и проводил свой бхаджан на берегах этого священного озера. Здесь он оставил тело в 1540 году.

Самадхи Шрилы Нарахари Саракара прежде было расположено во внутреннем дворе резиденции бенгальского царя Махараджи Кумара, известной как Дхоли-кунджа. Здесь был также небольшой храм в дальнем конце внутреннего двора, который стоял фасадом к самадхи Нарахари Саракара. В уютном храме поклонялись Божествам Шри Телимохана (некоторые говорят, что там были Божества Радхи-Шьямасундары).

Около пятидесяти лет назад Махараджа продал Дхоли-кунджу местному фермеру, который разрушил самадхи-мандир и продал Божества семье брахманов из Бадри. Теперь только участок земли размером в 3,5 квадратных метров показывает, что тело великой святой личности захоронено именно в этом месте. Храмовая комната осталась без Божеств. Этой комнатой пользуется семья фермера. Любой все еще может войти во внутренний двор Дхоли-кунджи и предложить почтительные поклоны месту, где раньше стоял самадхи-мандир. Во вриндавана-лиле Шрила Нарахари Саракара Тхакур – близкая служанка Шримати Радхарани, известная как Мадхумати-манджари.