Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Святые места Радха-Кунды

Бхаджан-кутир Рагхунатхи даса Госвами

Бхаджан-кутир Рагхунатхи даса Госвами


В соответствии с некоторыми историческими документами, Рагхунатха дас Госвами провел сорок восемь лет своей жизни на берегах Радха-кунды, совершая бхаджан и поклоняясь холму Говардхану. Первые несколько лет он прожил под открытым небом и носил только набедренную повязку, а также имел сшитое из лоскутов одеяло. Ежедневно он повторял на своих четках шестьдесят четыре круга и предлагал одну тысячу почтительных поклонов Господу Кришне и две тысячи – вайшнавам. Он также обнимал каждого вайшнава, которого встречал. Рагхунатха дас принимал омовение в священных водах Радха-кунды минимум три раза в день.

Шрила Прабхупада однажды сказал: «Рагхунатха дас Госвами показал нам личным примером, как относиться к Радха-кунде. Санкхья пурвака нама гана-натибхих. Он обходил Радха-кунду, на каждом шагу падая ниц в почтительном поклоне, так как это Радха-кунда. Он не только воспевал святые имена, но и ежедневно предлагал почтительные поклоны много сотен раз, совершая парикраму».

Рагхунатха принимал только одну чашку пахты ежедневно и спал полтора часа. А иногда он вовсе обходился без сна, погруженный в служение Радхе и Кришне. Говорят, что после ухода Господа Чайтаньи, Рагхунатха дас Госвами жил только на фруктах и молоке. После ухода Шрилы Санатаны Госвами он принимал чашку пахты один раз в день, а после ухода Шрилы Рупы Госвами Рагхунатха совсем отказался от пищи.

Рагхунатха дас Госвами был известен как тьяга-вайрагья-праката-мурти – воплощенное божество отречения – из-за аскетичной жизни, которую он вел. Он практически отказался от еды и сна, чтобы полностью посвятить себя служению Радхе и Кришне. Рагхунатха дас Госвами установил высочайший стандарт в чистом преданном служении, известный когда-либо, и он является трансцендентным маяком для всех вайшнавов-последователей.

Рагхунатха дас Госвами участвовал во многих чудесных играх. Однажды, когда Рагхунатха сидел на берегу Шьяма-кунды, проводя свой бхаджан, два тигра вышли из джунглей и стали пить воду из озера. Рагхунатха был так погружен в воспевание святых имен, что даже не заметил этих тигров.

Вдруг явился Кришна и стал наблюдать за происходящим на некотором расстоянии. В то же время мимо проходил Санатана Госвами и был изумлен, видя Господа, стоящего на страже возле Рагхунатхи. Когда тигры, утолив жажду, покинули озеро, Господь Кришна повернулся и, улыбнувшись Санатане Госвами, исчез. Санатана подбежал к Рагхунатхе и предостерег его от небрежности. Санатана спросил его, какой вид бхаджана он совершает, что Верховный Господь Сам приходит защитить его от диких зверей.

В другой раз Рагхунатха дас Госвами сидел под открытым небом на берегу Радха-кунды, испытывая сильное чувство разлуки с Радхарани. Так как был жаркий полдень, Рагхунатха вспотел. Непрерывные потоки слез текли из его глаз и земля вокруг стала влажной. Шримати Радхарани с болью взирала на эту сцену, потом лично пришла туда и стала за Рагхунатхой дасом, прикрыв его от солнца Своей накидкой, которая защитила его от палящего солнца.

Нектарный пот заструился и по телу Шримати Радхарани, так что ее одежда промокла, а земля вокруг Рагхунатхи стала еще более влажной.

Так случилось, что Санатана Госвами вновь оказался свидетелем происходящего и был поражён, когда увидел Шримати Радхарани, защищающую Рагхунатху даса от палящего полуденного солнца. Радхарани мельком взглянула на Санатану, улыбнулась и исчезла. Санатана подбежал к Рагхунатхе и, прервав его медитацию, снова предостерег его, на этот раз за то, что он принял служение от Шримати Радхарани. Санатана описал Рагхунатхе дасу все, что он увидел. Рагхунатха с недоверием повернулся кругом и увидел отпечатки лотосных стоп Шримати Радхарани на мягкой влажной земле. Рагхунатха закричал, как ребенок, и, словно сумасшедший, начал кататься по земле, где были отпечатки лотосных стоп Шримати Радхарани.

Через некоторое время Санатана Госвами успокоил Рагхунатху и с помощью некоторых преданных помог сделать маленькую тростниковую хижину, чтобы Рагхунатха проводил в ней свою бхаджану.

Рупа Госвами написал удивительную книгу и назвал ее «Лалита-Мадхава». Эта книга полна описаний Радхи и Кришны и их чувств сильной любви в разлуке. Рупа Госвами подарил эту книгу Рагхунатхе дасу Госвами, который, читая ее, глубоко погружался в щемящую горечь разлуки. Так проходили дни, Рагхунатха дас почти обезумел и постоянно жалобно вскрикивал. Иногда он оставлял эту книгу, а иногда его можно было видеть катающимся по земле и прижимающим книгу к своей груди.

Видя сильное впечатление, которое эта книга произвела на Рагхунатху даса, Рупа Госвами решил написать другую книгу, чтобы смягчить его страдания. Эту книгу он назвал «Дана-келикаумуди», где описал встречи и шуточные перепалки между божественными возлюбленными Радхой и Кришной. Рупа Госвами отдал эту книгу Рагхунатхе дасу, ум и поведение которого сразу же изменились. Теперь он таял в сладости описания радостных встреч Радхи и Кришны и Их игр.

В другой раз один преданный принес пахту в лиственной чашке для Рагхунатхи даса. Видя, что эта чашка слишком большая, Рагхунатха дас спросил, откуда она принесена. Когда преданный ответил, что она принесена из деревни Сакхистали, где живёт Чандравали, соперница Радхарани, Рагхунатха вне себя от гнева далеко отбросил эту лиственную чашку. Рагхунатха дас в своей духовной форме – одна из личных служанок Радхарани, известная как Рати-манджари. Она не хочет и слышать никаких рассказов о Чандравали, главной сопернице Радхарани в привлечении внимания Шри Кришны. Этот случай показывает, насколько глубоко был погружен Рагхунатха дас Госвами в свое вечное служение как Рати-манджари.

Однажды Рагхунатха впал в глубокий транс. В этом состоянии он готовил сладкий рис для Радхи и Кришны. С великим удовольствием Радха и Кришна приняли подношение и отдали остатки сакхи и манджари. Рагхунатхе дасу также досталось немного маха-прасада и он ощутил великий экстаз, что ему удалось удовлетворить Радху и Кришну. Он почтил этот маха-прасад, ни о чем не заботясь.

Уже приближался полдень, Рагхунатха дас должен был давать свою ежедневную лекцию об играх Господа Чайтанья Махапрабху. Все преданные собрались возле его бхаджан-кутира, но никто не выходил. В большом беспокойстве преданные подошли к двери кутира и спросили, все ли с ним в порядке. Рагхунатха ответил изнутри, что, к несчастью, он плохо себя чувствует. Один из преданных, Витхаланатха, сын Валлабхачарьи, который был назначен пуджари Господа Гопала Рая (Шри Натхаджи) Рагхунатхой дасом, привел двух лекарей, которые внимательно осмотрели Рагхунатху. После осмотра они объявили, что пациент чувствует себя тяжело, поскольку объелся сладким рисом. Все преданные были удивлены, услышав диагноз врачей, потому что любой на Радха-кунде знал, что Рагхунатха ест тольку чашку пахты в день. Позднее Рагхунатха дас Госвами открыл преданным, как в медитации он служил Радхе и Кришне и в экстазе из-за особого вкуса остатков сладкого риса от Радхи и Кришны съел больше, чем обычно принимал, пищи и от этого занемог. Преданные были изумлены, слушая удивительные объяснения Рагхунатхи.

Каждый день в полдень на берегу Шьяма-кунды в окружении преданных Рагхунатха дас давал лекции об играх Господа Чайтаньи в продолжении трех часов. Кришна дас Кавираджа также был здесь и внимательно слушал. Все, что он услышал от Рагхунатхи даса об играх Господа Чайтаньи, Кришна дас Кавирадж записал в главе Антья-лила, «Чайтанья-чаритамриты».

Сам Рагхунатха написал всего три книги: «Дана-кели-Чинтамани», «Муктачарита» и «Стававали», которая включает «Враджа-Виласа-ставу» и знаменитую «Манах-шикшу», которую должны читать все вайшнавы.

Имеются некоторые разногласия по поводу даты ухода Рагхунатхи даса Госвами. Некоторые ученые указывают 1571 год, другие – 1583 год. Соответственно старинным документам, собственность на землю, где расположены Шьяма-кунда и Радха-кунда, перешла к Шриле Дживе Госвами в 1576 году. Так Джива Госвами стал новым попечителем имущества Рагхунатхи даса Госвами. Поэтому вполне вероятно, что Рагхунатха дас Госвами вошел в самадхи в 1583 году.

Самадхи Рагхунатхи даса Госвами располагается в храме Радха-Гопинатхи на священном берегу Радха-кунды, где ведётся круглосуточный киртан в его честь. 24. Бхаджан-кутир Вишванатхи Чакраварти Тхакура

Рядом с бхаджан-кутиром Рагхунатхи даса Госвами находится бхаджан-кутир Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, который пришел на Радха-кунду спустя семьдесят пять лет после ухода Рагхунатхи даса Госвами. Родившись в Бенгалии в 1638 году, Вишванатха провел большую часть своей жизни на Радха-кунде, совершая бхаджан. Он написал свыше сорока книг, включая: «Шри Кришна Бхаванамрита» «Чаматкара-чандрика» «Враджа-рити-чинтамани» «Мадхурья-кадамбини» «Санкалпа-калпа-друма»

Также он написал известные комментарии на «Шримад-Бхагаватам». Шрила Прабхупада широко использовал комментарии Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, когда составлял свои собственные комментарии к «Шримад-Бхагаватам». Считается, что Чакравартипада был полной частью Шрилы Рупы Госвами^ который явился, чтобы прояснить самые трудные истины писаний Рупы Госвами.

Когда Вишванатха впервые прибыл сюда, он остановился в бхаджан-кутире Кришна даса Кавираджи и принял прибежище у Мукунды даса, ученика Кришна даса Кавираджи Госвами, который заботился об этом святом месте. Пробыв некоторое время, Вишванатха вернулся в Бенгалию. Приехав вновь на Радха- кунду, он остановился в своем бхаджан-кутире, стоящем возле бхаджан-кутира Рагхунатхи даса Госвами.

После ухода Шрилы Дживы Госвами в 1608 году на Радха- кунде начались конфликты среди последователей Господа Чайтаньи, пока туда не прибыл Вишванатха. Он нанес сокрушительное поражение всем так называемым ученым и восстановил гаудия- вайшнава-сиддханту. Вишванатха Чакраварти стал бесспорным лидером всех гаудия-вайшнавов в мире.

Вишванатха поклонялся Божеству Гокулананды и позже установил его в храме Шри Шри Радха-Гокулананды, который был основан Локанатхой Госвами во Вриндаване. Вишванатха также поклонялся говардхана-шиле Рагхунатхи даса Госвами. Сегодня этой шиле поклоняются на Бхагавата-нивас, недалеко от храма Кришна-Баларамы в Рамана Рети во Вриндаване. Пратибху-мур- ти этой шилы поклоняются в храме Шри Шри Радха-Го кулананданы, также во Вриндаване. Возле бхаджан-кутира Вишванатхи Чакраварти Тхакура на Манаса-равана-гхате можно увидеть колючий кустарник. Это ползучее растение, покрытое зелеными листьями, примостилось на верху ступенек гхата. В прошлой жизни этот куст был брахманом* который проживал в Каши (Варанаси). Из-за сильного желания служить Радхе и Кришне он был благословлен принять рождение как колючий куст на берегу Шьяма-кунды. Этот необыкновенный куст сам рассказал об этом Вишванатхе Чакраварти Тхакуру. Вишванатха часто беседовал о Радха-Кришна-лилах с брахманом-преданным, который принял форму куста.

Также говорится, что когда Кришна посадил свой жемчужный сад на берегу Ямуны, выросли такие же кусты, давшие Господу Кришне так много чудесных жемчужин. Местные вайшнавы говорят, что в апраката-лиле эти кусты покрыты драгоценными жемчужинами вместо цветов.

Во время написания своей книги «Мантрартха-Дипика», в которой была явлена мантра Кама-гаятри, Вишванатха оказался сбитым с толку. Проведя широкий поиск и изучив всю известную литературу, Вишванатха заключил, что в мантре Кама-гаятри содержалось двадцать пять полных слогов. Это сильно его обеспокоило, потому что у Шрилы Кришна даса Кавираджи Госвами в «Чайтанья-чаритамрите» были только двадцать четыре с половиной слогов. Вишванатха Чакраварти задумался над тем, может ли такой прославленный вайшнав как Кришна дас Кавираджа совершить ошибку, когда все известные древние писания подтверждали, что в мантре Кама-гаятри содержится двадцать пять полных слогов. Осуждая себя за оскорбительное мышление, что такой великий вайшнав, как Кришна дас Кавираджа, мог сделать ошибку, Вишванатха чувствовал в уме величайшее беспокойство. Легче было расстаться с жизнью, чем стать оскорбителем лотосных стоп Кавираджи Госвами.

Решив умереть, Вишванатха бодрствовал всю ночь, сокрушаясь о своей неудаче. Когда приблизился рассвет, Вишванатха уснул и увидел чудесный сон, в котором Шримати Радхарани явилась перед ним. Великодушно улыбаясь и говоря сладким голосом, Шримати Радхарани сказала Вишванатхе: «О Вишванатха! Пожалуйста, не сокрушайся более. Кришна дас написал правильно, он – Моя близкая служанка, а потому знает все о Моем сокровенном умонастроении. Кама-гаятри – это мантра для поклонения Мне. В действительности, Я открываюсь через слова этой мантры. Без Моей милости никто не может понять сокровенный смысл этой мантры. Открой книгу «Варнагама-бхасвади» и найди объяснение половине слога. Кришна дас прочитал эту книгу и потом написал в соответствии с ней. Буква уа, которая стоит перед буквой vi, как в этих словах kama devaya vidmahe, должна считаться половиной слога. Кришна дас запомнил это, потому что его лоб своей формой напоминает сияющую половину луны. Все другие буквы мантры полны звука и потому являются полными. Теперь пробуждайся, прочитай эту книгу и сделай окончательный вывод на пользу всем».

Немедленно пробудившись, Вишванатха ощутил сильные экстатические переживания во всем теле. Он почувствовал себя благословленным, получив даршан самой Шримати Радхарани. Прочитав в упомянутой книге совершенные указания, Вишванатха завершил написание своей книги «Мантратха-Дипика», объяснив самые сокровенные значения мантры Кама-гаятри.

Говорится, что в играх Господа Кришны Шрила Вишванатха Чакраварти – Винода-Валлари-манджари, одна из сокровенных служанок Радхарани. Самадхи Шрилы Вишванатхи Чакраварти можно найти в храме Шри Шри Радха-Гокулананды во Вриндаване.