Каково состояние Бхавы и Расы в Киртане Хари-Намы?
"Страстная склонность или вкус к Божественному Имени очень скоро развивается в состояние, называемое Бхавой, являющейся ростком Божественной Любви и предпоследней стадией радостного возбуждения (оживления), когда Садхак проявляет такие физические признаки Бхавы, как танец, пение, крик, катание по земле и тому подобное; ментальнае признаки - горе (скорбь), потеря надежды и т.п. и смешанные признаки оцепенение, "гусиная кожа", дрожание конечностей и так далее. Когда приходит состояние Бхавы, Божественное Имя, не сходящее с языка Садхака, трансформируется в Божественный Образ, который вместе с Божественными Атрибутами является теперь объектом прямого восприятия для духовного зрения Садхака. Духовный орган осязания Садхака теперь ощущает лотосные стопы Бхагавана, Верховной Личности Бога, а Ароматом Его Духовного Тела теперь наслаждается орган обоняния Садхака. Великий Господь, так милостиво открывающий Свое Имя, Форму и Атрибуты духовным чувствам Садхака ради его возвращения к первоначальному состоянию слуги Господа, Также открывает Свои Игры в течение Бхава-транса. Так Бхагаван, открывающий в начале как Божественное Имя духовному слуху живы, теперь открывает себя другим трансцедентным чувствам дживы, пребывающей в Бхава-трансе.
Благодаря сверхмогущественной силе Божественного Имени, милостиво дающего дживе познание и видение Абсолютной Личности во всей Её Полноте, джива опьяняется таким духовным восприятием и теряет контроль над своим телом. В этом состоянии человек то смеется, то плачет, то кричит, то поет, танцует подобно лунатику, а иногда теряет сознание. В Шримад-Бхагаватам такое состояние преданного описывается следующим образом:
Эвам вратах сваприйанамакиртья джатанураго друтачитта уччаих хасатйатхо родити раути гайатьюнмадаваннртьяти локабахйах
"У человека, постоянно воспевающего Имена Возлюбленного Господа, появляется любовь к Богу, его сердце тает в преданности, во время воспевания он громко смеется и плачет, кричит и танцует, забыв об общественном мнении". (Бхагаватам 11.2.40).
"Бог становится полностью нашим только тогда, когда мы достигаем состояния Бхавы. И мы становимся Его собственностью и полностью предаемся Ему. Мы не ищем более благосклонности Господа, а просто повинуемся и выполняем Его приказы. Мы не просим ничего, кроме Его беспричинной милости, Дарующей нам чистую и неотступную преданность его лотосным стопам".
Человек, достигший состояния Бхавы, называется Бхавуком. Слезы радости струятся из его глаз, когда он слышит Имя Бога, его голос срывается и волосы встают дыбом во время экстаза Бхавы.Он не способен разлучиться с Богом даже на миг. Время миганья глаз делается для него в разлуке с Господом длиной в Кальпу. Его глаза, полные слез, похожи на потоки рек в сезон дождей. Для него весь мир пуст, если перед его глазами нет Возлюбленного Господа. Бхавука не волнуют события, происходящие в мире, он всегда живет в Боге, он бесстрастен, он считает себя ниже всех, несмотря на свое высокое положение, он надеется только на милость Бога и желает единственно наслаждать Его; он ощущает постоянное желание прославлять Божественное Имя, слушать и рассказывать о трансцедентных Качествах Бога; он стремится жить в местах, освященных Играми Верховного Господа. Такова прославленная и чистая жизнь Бхавука.
Когда преданность развивается до Бхавы, возникает состояние, называемое Рати, привязанностью чистой души к Божественной форме Абсолютной Любви, которая является неизменной основой эмоции (Стхайи-бхавы) и которая в соединении и при благоприятном влиянии четырех её составляющих: ВИБХАВА (причинная и возбуждающая эмоция), АНУБХАВА САТТВИКА (внешнее и внутреннее проявление эмоций, которые следуют первыми) и САНЧАРИБХАВЫ (переменное чувство или проявление эмоции, которая приходит и уходит), украшается и обогащается восхитительными особенностями и, усиливая первоначальное чувство, развивается в состояние РАСЫ состояние вечного экстаза и блаженства.
РАСИКА - имя счастливой личности, наслаждающейся трансцедентной Расой Верховного Господа. Божественная любовь, находящаяся у Бхавуки в состоянии ростка, развивается и усиливается у Расики. Бхавуки и Расики равно благословляются познанием и восприятием Божественного Имени, Формы, Атрибутов и Игр Господа Любви.
Практика воспевания Божественного Имени заканчивается успехом только у тех, кто в духовной жизни полностью избегают всякого чувства "я" и "мое", даже в малейшей степени.
Непрерывное повторение Божественного Имени развивает в святом ВИРАХУ (мучительную боль разлуки с Господом), и он начинает плакать и скорбеть. Чайтанья в таком состоянии молился: "Где Ты, Мой Кришна, о Мой Кришна? О очаровательный игрок на флейте, где мне найти Тебя? О Господь сострадания и милосердия, соблаговоли появиться передо Мной!"Когда эта скорбь достигает высшего уровня, поведение преданного становится необычным и непонятным. О Господе Чайтанье, который постоянно находился в состоянии экстатической любви, пишется в книге "Под сводами Гамбхира": "Господь Чайтанья проводил свои ночи в неусыпном бдении. Всю ночь, глаз не смыкая, безмолвно и тихо часы Он проводит. То содрогаясь всем телом, в слезах не справившись с болью разлуки, падая и разбивая лицо в кровь, воздев к небу руки, Он громко кричит: "Где мне найти Моего Господа?!"