Какая форма Санкиртана эффективнее?
"среди различных форм Киртана Шри Кришны, таких как повторение Его Имени, воспевание Его Красоты, Качеств, Игр и т.д., Нама Санкиртан (Пение Имен) самый важный, так как он пробуждает в сердце совершающего Божественную Любовь (Шри Кришна Прему). Поэтому, основываясь на утверждениях Писаний и мнениях мудрецов, мы считаем, что Нама-Санкиртан намного лучше медитации и других форм Киртана. Чистые преданные, знающие красоту и сладость Нама Санкиртана, относятся к нему не только как к самому действенному методу, но также как к высшей цели и концу всего, поскольку, когда они искренно поют Нама-Санкиртан, растворяясь в нем, они неизменно и обязательно приходят к экстатической Шри Кришна Преме, Любви к Кришне". Итак, Нама-Санкиртан выше всех других видов Киртана.
Если человек, который только один раз произнес Божественное Имя, получает освобождение, не является ли создание ада бессмысленным актом, так как любой человек может один раз произнести Имя?
Ответ. Лакшмидхара ответил на этот вопрос следующим образом: "Создание ада не является бессмысленным актом. Хотя Божественное Имя сразу разрушает все грехи, имеется возможность, что человек будет совершать грехи после повторения Имени. Но это не все, оскорбление, нанесенное святым, не прощается. Да и невозможно, что все люди будут постоянно повторять Божественное Имя. Поэтому создание ада не бессмысленно".
Если пение Божественного Имени разрушает грехи даже того, кто поет без веры, то какая необходимость совершать Киртан с верой?
Ответ. Лакшмидхара пишет (5.277): "Хотя грехи и разрушаются даже выполнением Киртана без веры, но участвующие в нем в этом случае испытывают подавленное состояние. Чтобы устранить уныние безверия, человек должен совершать Киртан с верой. Для разрушения грехов достаточно пения Киртана без веры, но для освобождения вера необходима.Произнесение Божественного Имени только один раз, независимо от веры, преданности, знания, отреченности, повторения, места, времени и прочего, разрушает все предыдущие грехи кроме греха оскорбления великих душ (махатм) или преданных. Повторением разрушаются тонкие тенденции к греху и создается вера, преданность, привязанность и знания. Повторение устраняет даже Прарабдха Карму и является средством к освобождению".
Хануман-парасад пишет (6.22) "Имя, произнесенное без веры не вырывает с корнем грехи, накопившиеся в течение бесчисленных рождений и совершаемые в этой жизни. Причина, почему мы не обретаем Боговидения в том, что мы не имеем веры в Имя. Наш успех пропорционален нашей вере. Итак, Джапу надо практиковать с верой и любовью. Но даже если этого нет, Божественное Имя следует произносить в любом случае, оно неисчерпаемо в своей эффективности".
Для Богопознания необходимо принимать Божественное Имя с полной верой в него. Господь говорит:
ашраддхайа утам даттам тапастаптам кртам ча йат асадитьчйате партха нача татпретья но иха
"Жертвоприношения, епитимьи и благотворительность, совершаемые без веры во Всевышнего, непостоянны. О сын Притхи, они бесполезны и в этой жизни, и в следующей". (Бх.17.28)
шраддхадамллабхатэ гаямам агьяшчамрадрдханашча самшайатма винашйати
"Верующий человек, погруженный в трансцедентальное знание и обуздавший свои чувства, скоро достигнет духовного мира. Но невежественные и неверующие, сомневающиеся в священных писаниях, не обретут Богопознания. Для сомневающихся душ нет счастья ни в этом мире, ни в следующем". (Бг.4.39-40)