Если человек не знает музыки, как может он петь Киртан?
Пусть человек не знает музыки, Бог наслаждается Киртаном Имени, а не просто музыкой. Господь видит сердце человека. Если человек не способен мелодично петь Киртан Имени, он может присоединиться к другим, которые поют Киртан Имени достаточно музыкально, и таким образом наслаждать Господа. Но если у человека нет такой возможности, он может воспевать Имя даже без музыки. Бхишма, великий воитель, дед братьев Пандавов, имел оглушительный и хриплый голос, но Господь Кришна всегда наслаждался, слушая его Киртан. Господь наслаждается духом, а не буквой. Один преданный в Южной Индии пел Киртан следующим образом: ту патита маим патита павана "О, Господи, Ты - грешник, а я твой спаситель". Преданный не знал значения Этих слов, но когда их пел, то входил в транс. И Господь даже подарил ему возможность видеть Себя.
Однажды святые исправили его, и он переставил слова. Но так как он привык к этим словам, он потерял вкус к Киртану. Господь также перестал присутствовать в его Киртане. Но скоро Господь появился перед преданным во сне и приказал ему петь те слова, от которых он получал наслаждение.
Отсутствие приятного голоса и незнание музыки не должно являться препятствием для воспевания Божественного Имени. Хотя музыка помогает раствориться в Киртане и хотя преданный должен обучаться ей, если он имеет хриплый голос, пусть он наслаждает Господа им. Бог наслаждается любовью в сердце, а не внешними словами или голосом.
В "Чайтанья-чаритамрите" есть следующая история, подтверждающая это: "В святом месте Шри Ганга-кшетре один брахман-вайшнав приходил ежедневно в храм и читал весь текст Бхагавад-гиты. Брахман регулярно читал восемнадцать глав Бхагавад-гиты, находясь в трансцедентном экстазе (ананда-авеше), но поскольку он произносил слова неправильно, люди насмехались над ним и критиковали его, однако, он не обращал на это внимания. Он наполнялся экстазом от чтения Бхагавад-гиты и был очень счастлив. Во время чтения брахман испытывал трансцедентные состояния.
Его волосы становились дыбом, слезы текли из глаз, а тело дрожало и покрывалось испариной, Увидев это Шри Чайтанья Махапрабху сделался очень счастливым. Господь Чайтанья спросил брахмана: "Мой господин, какая часть Бхагавад-гиты доставляет тебе такое трансцедентное наслаждение?" Брахман ответил: "Я не грамотен и поэтому не знаю значения слов. Иногда я читаю Бхагавад-гиту правильно, иногда неправильно, но в любом случае я делаю это в соответствии с указаниями моего духовного учителя. Я вижу только изображение Господа Кришны, сидящего в колеснице Арджуны. Он держит в руках вожжи. Он очень красив и имеет темноватый цвет кожи (шьямала). Когда я вижу Господа Кришну, сидящего в колеснице и поучающего Арджуну, я наполняюсь экстатическим блаженством.
Пока я читаю, я вижу только прекрасные черты Кришны. По этой причине мой ум не может отвлечься от чтения Бхагавад-гиты". Шри Чайтанья сказал Брахману: "Воистину, ты авторитет в чтении Бхагавад-гиты, и ты знаешь смысл и цель Бхагавад-гиты".
Эти шлоки ясно показывают, что Верховная Личность Бога наслаждается преданностью, а не эрудицией и ученостью. Здесь показан человек, который привлек внимание Шри Чайтанья Махапрабху, даже неправильно читая Бхагавад-гиту. Духовная деятельность не зависит от материальных вещей, таких как правильное чтение". (2.Мадхья-лила гл.9 шл.94-102).