Пожалуйста, даруй мне чистоту и силу, чтобы я продолжал стремиться к взаимоотношениям с Тобой. Есть стандартные способы, которые помогут мне приблизиться к Тебе, и я упоминал о них много раз на страницах этого дневника. Мы оба знаем, что это за способы. И мы оба знаем, что если я буду сосредоточенно следовать этим рекомендациям, то достигну успеха. Нам обоим известен пример Арджуны, который продемонстрировал свое мастерство стрельбы из лука, когда сосредоточил все свое внимание на глазе птицы и не видел ничего, что творилось вокруг. Благодаря этой способности Арджуна стал лучшим учеником Дроначарьи. Мне нужно следовать его примеру, уделять внимание моим взаимоотношениям с Тобой и не отвлекаться ни на что другое.
Итак, моя сегодняшняя молитва - об улучшении взаимоотношений с Тобой и Шрилой Прабхупадой. Ты помогаешь тем, кто помогает сам себе. Здесь я обещаю Тебе, что постараюсь действовать так, чтобы доставить больше радости Тебе и Гурудеве. Я буду пытаться свести к нулю все не имеющие ценности занятия и свою праздность. Я буду помнить вас обоих. Я буду выполнять предписанные обязанности и буду серьезным преданным, не оставляющим попыток стать еще лучше. Тогда, всецело благодаря Твоей милости, наши взаимоотношения улучшатся. сМой дорогой, &оогьодь Жршшш...
Ом шанти ом шанти ом шанти. Я хочу обрести умиротворенность в сознании Кришны. Правда, когда один юноша сказал Прабхупаде, что жаждет умиротворенности, Прабхупада не одобрил такое желание. Он ответил, что нам следует желать преданно служить Кришне, даже если это принесет с собой не покой, а беспокойства. Поэтому моим первостепенным желанием должно быть не желание покоя, а желание доставить Тебе удовольствие. Пусть это
приносит неприятие со стороны непреданных, трудности в управлении Движением сознания Кришны и другие беспокойства. Твои преданные Пандавы, которые были кшатриями, практически все время попадали в трудные ситуации из-за Дурьодханы и Кауравов. Махарадже Прах-ладе приходилось терпеть пытки, которым его подвергал его демонический отец, Хираньякашипу. Харидаса Тхаку-ра преследовали за то, что он родился мусульманином, но не переставая повторял Харе Кришна. Твои самые дорогие преданные, гопи Вриндавана, страдали в огне разлуки с Тобой и не находили покоя без Тебя. Все обитатели Вриндавана пребывали в беспокойстве из-за разлуки с Тобой. Так что жизнь преданных не выглядит мирной.
Однако было бы неправильным говорить, что они несчастны. Даже в разлуке с Тобой гопи испытывают высшую форму экстаза, известную как вираха-бхава. Это чувство более возвышенно, чем чувство счастья, которое они ощущают при самбхоге, встрече с Тобой. Это трудно понять, но такова сиддханта теологии гаудия-вайшнавов. Они не выглядят безмятежными, но испытывают огромную любовь к Тебе и переживают величайший экстаз. Такое счастье возвышеннее покоя.
Однако я должен признать, что на данном этапе моей жизни я ищу покоя. Я прошел через десятилетия руководящей деятельности в Джи-Би-Си, и это время было отнюдь не спокойным. Я постоянно общался с неудовлетворенными преданными в храмах, соревновался с другими храмами в распространении книг, был вовлечен в политику, проводимую «вождями» руководящей верхушки. В прежние времена в храмах часто не хватало денег, и мы пытались собирать их в аэропортах и на улицах, применяя агрессивные тактики. Это вызывало беспокойство у местных властей и не решало проблему недостатка средств в храмах. Антикультовое движение достигло апогея, когда бандиты-похитители, такие как Тэд Патрик, остались безнаказанными после похищения преданных и попыток «промыть им мозги», чтобы те отказались от своей веры. Это было ужасное время. Падения самых заметных гуру ИСККОН следовали одно за другим, движение раскалывалось - все это не вносило никакого спокойствия в наши жизни. Часть проблем была устранена, но на их место пришли новые. У меня возникли личные трудности, поэтому Джи-Би-Си ИСККОН попросил меня не занимать ведущую роль в управлении движением и не привлекать большого внимания своей проповедью. И это, в некотором смысле, стало облегчением для меня. Я не желаю больше находиться в самом центре сражения.
Если Ты захочешь изменить моё положение, Ты, конечно же, это сделаешь. Но я доволен умиротворенной жизнью, которую Ты создал для меня сейчас. Я пишу, повторяю джапу и переписываюсь с преданными. Я навещаю преданных, а они приходят в гости ко мне. Иногда я посещаю храмы, а иногда езжу в святую дхаму. Но больше всего я счастлив все же в те минуты, когда чувствую спокойствие. Надеюсь, такое признание не является чем-то постыдным. Ты - Господь мира и покоя. Иногда Ты хочешь, чтобы Твои преданные сражались ради Тебя и отказались от стремления к личному покою. Возможно, мне снова придется так себя вести. Но в «Бхагавад-гите» Ты даешь совет: тот, кто сможет осознать, что Ты - Верховный Повелитель, Господь, наслаждающийся всеми жертвоприношениями, и благожелатель всех существ, - избавится от материальных страданий и обретет умиротворение. Это умиротворение я и желаю обрести.
Позволь мне понять самого себя, чтобы я мог лучше понять Тебя и всех остальных. Тогда я смогу лучше служить им и помогать им в духовной жизни. Кто-то может спросить: «Почему так важно знать самого себя?» Заурядный догматик ответил бы: «Я из священных писаний понимаю, кто я такой. Я - вечное духовное существо, вечный слуга Кришны. Разве нужно знать что-то еще для самоосознания?» Однако я
считаю, что хотя эти книжные ответы объективны и беспристрастны, нам надо знать себя и с субъективной стороны. Кто я? Проповедник? Поэт? Экстраверт или Интроверт? Трус я или не трус? Любитель природы? Или материалист, но до какой степени? Замечаю ли я, что меня все еще привлекают женщины, богатство, материальные удобства, репутация и роскошная пища? Или же я почти свободен от всего этого? Насколько я привязан к повторению Святых Имен? Подчиняюсь ли я наставлениям духовного учителя? Люблю ли его? Безгрешен ли я? Являюсь ли я знатоком ведической литературы? Не слишком ли я интересуюсь первой лигой бейсбола? А джазом? Не сильно ли я изолирован от своих духовных братьев?