А теперь мне следует использовать его с разборчивостью и с некоторой долей сдержанности. Я знаю, что есть очень много инвалидов, которые ведут активную жизнь. Некоторые из них работают, сидя в инвалидной коляске, а некоторые даже в постели. Они делают то, что могут. Ты, Господь, испытываешь нас разными способами, и один из них - ограничить нас в чем-то и посмотреть, будем ли мы продолжать служить в меру своих возможностей. Даже спортсмены, получившие травму, - не слишком религиозные люди - делают упражнения, чтобы вернуться В форму, и благодаря решимости восстанавливают свои способности. Почему же преданный не может обладать даже большей решимостью, чтобы вернуться к своему служению?
Иногда Ты даешь нам служение, которое не требует хорошей физической формы. Джапу может повторять даже инвалид, и даже такой, у которого парализована нижняя часть тела. Для того чтобы сочинить и предложить молитву, необходима духовная сила, а ограниченные физические возможности не являются для этого помехой. Преданный не должен впадать в уныние и оставлять попытки в преданном служении из-за своих физических ограничений. А Ты, Господь, принимаешь служение от инвалида так же радостно, как Ты принимаешь служение от здорового человека. Твоя доброжелательность проявляется совершенно одинаково, принимаешь ли ты служение от здорового или больного преданного. Поэтому физически (или умственно) больные преданные ни в коем случае не должны думать, что они находятся в невыгодном положении и что им сложнее продвигаться к чистому преданному служению.
Но, естественно, мы получаем больше радости от служения Тебе, когда мы полностью здоровы, потому что тогда мы можем трудиться тяжелее и дольше. Поэтому нет ничего неправильного в том, чтобы молиться о здоровье, если мы сопровождаем свою молитву условием: «Пожалуйста, сделай так, чтобы я был здоров, если Ты этого пожелаешь». Ты всегда заботишься о нас, в болезни или в здравии. У Тебя всегда есть причины, чтобы обращаться с нами так, как Ты желаешь, и это всегда идет нам на благо.
Пока я пишу эту страницу (от руки), я чувствую появление головной боли. Сейчас я приму лекарство и отдохну. Я молюсь Тебе, и не столько для того, чтобы попросить Тебя забрать мою боль, но чтобы выразить Тебе благодарность за то, что поддерживаешь мое душевное здоровье, позволяющее мне оставаться Твоим слугой. Ты - Господь, которому я поклоняюсь, и сильнейшая эмоция, которую я испытываю по отношению к Тебе, - благодарность. Благодарю, что позволяешь мне поклоняться и служить Тебе. Благодарю, что Ты такой какой есть, Верховная Личность Бога, друг и благожелатель всех живых существ, в особенности Твоих преданных.
Сегодня Ты устроил прелестный весенний день. Солнце сияет в голубом небе, и температура умеренная - двадцать один градус. Повсюду цветы, а трава на ухоженных пригородных газонах ярко-зеленая и не слишком короткая. Случайный домовладелец выгуливает свою собаку. Это приятный, тихий район. Мне нравится жить здесь, оставаясь большую часть времени в моей желтой подводной лодке, бхаджан-кутире. Хотя головные боли одолевают меня уже на протяжении тридцати лет, я благодарен, что все еще не так плохо, что у меня не настолько тяжелая болезнь. Еще я благодарен за общество преданных, Живущих в моем доме. Ежедневные выпуски дневника «Желтая подводная лодка: мой бхаджан-кутире приносят мне глубокое удовлетворение в жизни. Мои ежедневные усилия в джапе - это для меня «сок» жизни. За все это и за многое другое я благодарю Тебя, Господь. Обитатели Враджи очень благодарны Тебе за множество благословений, которыми Ты одарил их. Ты один Подчинил ядовитого змея Калию и выгнал его из Ямуны. Ты превратился во всех мальчиков-пастушков и телят, которых похитил Брахма, и принес радость их родителям, для которых Ты стал их родным ребенком, и они получили возможность обращаться с Тобой как с сыном. Существует бесконечное количество способов, какими Ты доставляешь удовольствие враджаваси, близко общаясь с ними. В этих играх, нара-лиле, Ты действовал в Своем человеческом облике, который значительно превосходит Твои другие формы - Господа Нараяну и Господа Вишну на планетах Вайкунтхи - и который более привлекателен, нем они. Я благодарен Тебе, что позволяешь мне поклоняться Тебе как Радхе-Говинде и Гауре-Нитаю. Ты угощаешь нас, и мы почитаем Твой прасад, который Нараяна готовит для нас. Ты даешь нам омывать Тебя и укладывать в постель Каждый вечер. Утром Ты позволяешь нам пробуждать Тебя и ставить на Твой алтарь, где Ты стоишь с Радхой и ловишь наши взгляды в течение дня. Ты позволяешь нам предлагать Тебе тарелки прасада и Ты ешь из этих особых тарелок. Через этот взаимообмен в поклонении Божеству Ты укрепляешь нашу веру в Тебя как личность, нашего почитаемого повелителя.
Ты позволяешь нам слушать чтение «Брихад-бхагаватамриты» Санатаны Госвами и «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Вьясадевы, благодаря чему углубляются мои знания и усиливается влечение к Тебе и к рассказам о Твоих взаимоотношениях с такими преданными, как Махараджа Парикшит, Шукадева Госвами, Нарада Муни и Гопа-Кумар. Эти книги - лучшие в мировой литературе, и они являются Твоими литературными воплощениями. Слушая их, я получаю истинное образование и знание и оберегаю себя от мирских книг, полных измышлений, а также от книг, описывающих имперсональную религию. У меня нет желания становиться доктором наук в различных материальных областях, но я хочу глубоко изучить громадную библиотеку бхакти-шастр. Переводы Прабхупады и его комментарии -выдающиеся произведения вайшнав-ской литературы, и я читаю его книги на регулярной основе. Они дают нам уникальное понимание Тебя и Твоего окружения, потому что Прабхупада писал их в простой и доступной манере, полностью сохраняя глубокий смысл, но подавая его в очень ясной форме. Прабхупада сказал: «Если хотите узнать меня, читайте мои книги», - и я не упускаю эту редкую возможность. Обращаясь к Тебе через девять методов преданного служения (повторение, слушание, памятование о Тебе, служение Твоим лотосньгм стопам и т.д.), я постепенно узнаю Тебя. Лишь в очень редких случаях живое существо может узнать Тебя, но я чувствую, что Ты даешь мне такую возможность. Когда я пишу Тебе, я обращаюсь к Тебе из самого сердца, и Ты являешь мне Себя в моем сердце. В «Брихад-бхагаватамрите» Пиппалаяна Муни говорит, что мы можем познать Тебя не через наши чувства, но через ум и душу.
Я чувствую, что это начало происходить со мной. Пожалуйста, продли годы моей жизни, чтобы я смог лучше узнать Тебя, сильнее полюбить Тебя и лучше служить Тебе. Я благодарен за все, что Ты уже дал мне, но я жажду получить больше. Я всего лишь неофит, и если я надеюсь вернуться к Богу (а я надеюсь, и очень сильно), тогда мне необходимо гораздо больше милости и духовного развития. Сейчас я благодарю Тебя за то, что уже получил, но молю гораздо о большем. Я еще не достиг цели человеческой жизни (прайоджаны), то есть премы, чистой любви к Богу. Пожалуйста, помоги мне пройти еще много, много шагов, которые нужно пройти, чтобы достичь Твоих лотосных стоп. Я желаю приблизиться к Тебе. Этого не достичь с помощью йоги или медитации. Лишь благодаря преданному служению можно приблизиться к Тебе. Преданное служение означает трудиться с любовью, посвящая Тебе свою деятельность. Это можно делать, читая «Шримад-Бхагаватам» или другие бхакти-шастры. Это можно делать, делясь знанием о сознании Кришны с преданными и теми, кто не знаком с Кришной. Но они должны быть восприимчивы, у них должно быть горячее желание слушать. Также это можно делать, молясь Тебе и повторяя Твои Имена. Чтобы повторять Святые Имена, есть особое требование: необходимо избегать оскорблений в адрес Святых Имен. Человек может совершать все эти или другие действия, или же одно из них. Но это следует делать без лицемерия. Можно выбрать такой метод преданного служения, который больше нам по вкусу.