О, пожалуйста, сделай так, чтобы я потерял покой, ища Твою любовь! Подобное беспокойство благоприятно, ведь это не страх, а энтузиазм. Иногда, когда у меня не остается незавершенных дел после обеда (что происходит, когда я написал достаточно), я не чувствую, что моя жизнь пуста и бессодержательна. Я могу повторять Харе Кришна. Могу читать книги Прабхупады. Могу вполне обойтись без чувства одиночества. Даттатрейя процитировал в связи с этим Дао Цзы: «Можно обладать знанием о целом мире, не выходя из своего жилища. Человек может увидеть райские кущи, даже не выглядывая за окно. Продвигаясь все дальше и дальше, мы замечаем, что знаем все меньше и меньше. Мудрец знает обо всем, хотя он не странствует по миру. Он не смотрит ни на что, но все видцт. Он действует, ничего не делая». («Тао Те Чин», гл. 47)
Христианские монахи советовали: «Оставайся в своей келье, и келья научит тебя всему, что необходимо знать, - молитве».
Мой бхаджан кутир - это место, где я нахожусь в полной безопасности и где со мной происходят захватывающие дух вещи. Я могу весело проводить время в своем бхаджан кутире. Могу быть там вместе с Кришной, Возлюбленным каждого из нас... Однако настало время заканчивать сегодняшний эпизод, ведь если я буду писать слишком много, мои друзья, возможно, захотят покинуть меня. Все же вы, мои дорогие друзья-читатели, друзья Кришны, должны знать, что Я жажду сказать вам гораздо больше. Когда я обращаюсь
к Кришне в своих записках, я уже не одинок, а когда я пишу Его друзьям, то каждый из вас вовлекается в этот взаимообмен. Как же я могу считать себя одиноким?..
Я могу писать Тебе напрямую. Ты реально существуешь, я тоже реально существую, и Ты приглашаешь меня к общению. Я могу писать Тебе лично, потому что я уже много раз делал это. Я не пытаюсь прыгнуть выше своей головы. Это авторитетный метод -когда преданный молится Господу. Даже дитя может молиться Boiy. (На моем письменном столе есть портрет маленького ребенка, со сложенными ладонями возносящего молитвы.) Мы разговариваем с Тобой, повторяя известные молитвы и вызывая в своем сердце умонастроение, в котором они были составлены. Вот наиболее известная и широко распространенная молитва, которой учат детей: «О мой Господь, я ложусь спать и прошу Тебя душу мою поддержать. А коль умру я во сне, то молю: забери мою душу к Себе». Ребенок может молиться искренне, с верой в то, что душа вечна и Господь - его вечный доброжелатель. А мудрый и ученый человек может так молиться на пороге смерти, когда уже нет уверенности, что, ложась спать, он проснется утром.
А еще я могу по-дружески разговаривать с Тобой, выражая свои собственные мысли, спонтанно приходящие в голову. В последнее время я жажду Твоей дружбы, я очень хочу осознавать, что я не один, что Ты в моем сердце. Я молюсь Тебе, обращаясь не к Твоей четырехрукой форме, но к Шьямасундаре, с двумя руками, прекрасному, темного цвета и держащему флейту. С одной стороны, предположение о том, что я могу достичь Тебя из моего сегодняшнего положения, кажется просто бессмыслицей. Я понимаю, что моя преданность Тебе лишь слегка теплится, Ты же безмерно наслаждаешься отношениями со Своими дорогими преданными во Врадже. Все же я утверждаю, что мое стремление к Тебе неподдельно. Множество великих молитв обращены к Тебе как к Шьямасундаре. Их предназначение в том, чтобы вдохновить нас обращаться к Тебе в этом облике. Господь Чайтанья советовал обращаться к Тебе через харинаму, однако при этом Он называл Тебя такими Именами, как
Гопиджанаваллабха, Кришна, Повелитель гопи. Он хочет, чтобы мы обращались к Тебе как к Кришне, а не к Господу Нараяне. Рагхунатха даса Госвами, чудо-ученик Сварупы Дамодары, советовал, чтобы мы поклонялись Тебе не как Нараяне на Вайкунтхе, но как Кришне во Врадже.
Жаль, что в Вхаума Вриндаване я не чувствовал к Тебе столь сильного влечения, как мне хотелось бы. Сейчас мне предлагают совершить четырнадцатичасовой перелет до Дели, чтобы попасть во Вриндаван. Как же тяжело мне будет сделать это! И насколько не на своем месте я ощущаю себя в Вхаума Вриндаване. Однако есть вещи, которые мне там нравятся. Привыкнув со временем к окружающей обстановке, я, наверное, буду чувствовать себя там менее стесненно. Пожалуйста, помоги мне в этом.
Хотя я могу писать Тебе и тогда, когда живу за пределами Вриндавана. Сейчас у меня есть Радха-Говинда, Они стоят на мраморном алтаре с узорным деревянным задником. Они - это Твои формы. И Они стоят передо мной, красиво одетые и украшенные, и выглядят в точности как Радха и Кришна на Голоке Вриндаване. У меня сейчас болит голова, и мне трудно писать Тебе. Я не могу сосредоточиться, как это сделал молящийся ребенок на фотографии, стоящей на моем письменном столе. По крайней мере, я могу смотреть на Радху и Говинду, которые стоят на Своем новом мраморном с деревянной резьбой алтаре. Они очень грациозны и спокойны. Они стоят рядышком, как будто юные жених и невеста. Но писать Тебе, копаясь в уме в поисках молитвенных слов, я не могу. Мы прекратили читать «Говинда-лиламриту», потому что создается такое впечатление, будто ее слова стали слишком цветистыми. Мы читаем «Шри Шикшаштаку» с комментариями Бхактивиноды Тхаку-ра и Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Махараджи. Сейчас мы в самом начале чтения. Все же хорошо всегда оставаться погруженным в литературу о Кришне. Когда я пишу Тебе и Шримати Радхарани, это личные письма. Когда я обращаюсь к Тебе, я так далеко от Тебя, тем не менее я становлюсь ближе. Прошу Тебя, прости меня и будь со мной искренним. Вы двое обладает редчайшей любовью друг к другу, и Радха учит нас, как любить Тебя. Но мы не можем имитировать Ее любовь. Господь Чайтанья перенял Ее настроение и показал нам, как различные экстазы сменяют один другой в любви к Тебе. Он являл их в Гамбхире в Джаганнатха Пури и делился Своими переживаниями со Сварупой Дамодарой и Раманандой Раем, которые читали стихи и вместе пели песни, а Чайтанья Махапрабху спонтанно произносил безумные речи, как будто Он был Самой Радхарани. Временами Он видел перед собой Кришну, а иногда Его тело преображалось и принимало причудливые формы. Однажды Он побежал к песчаным дюнам (чатака парвата), приняв их по ошибке за холм Говардхан, а в другой раз Он прыгнул в океан, решив, что это река Ямуна. Он оставался без сознания, и океан нес Его тело по течению до Конарка, храма Бога Солнца, где рыбак поймал Господа в свою сеть.
В течение шести лет Господь Чайтанья путешествовал и проповедовал по всей Индии. От дошел до самой южной ее точки, Он был в Бенгалии и во Вриндаване, и каждого, кого Он встречал на пути, Он обращал в вайшнавизм Своей санкиртаной и учеными диспутами. Он дискутировал с Сарвабхаумой Бхаттачарьей и Пракашанандой Сарасвати и победил их имперсонализм. Он беседовал с Рупой Госвами, Санатаной Госвами и говорил на очень возвышенные темы с Раманандой Раем. Прабхупада описал эти встречи в одной из первых своих книг, «Учении Шри Чайтаньи». Позднее Прабхупада перевел и прокомментировал всю «Чайтанья-чаритамриту», как он сам говорит:«... для моих друзей и преданных, которые любят читать мои книги и
которые попросили, чтобы я перевел этот великий труд, «Чайтанья-чаритамриту», на английский язык». Перевод «Чайтанья-чаритамриты» - его величайший дар миру. Когда я пишу Тебе, в этот самый момент я призываю Тебя. Мне не под силу постоянно находиться в таком умонастроении, но я оставляю за собой тропинку слов, вызывающих в памяти тот период времени, когда я был искренним. И я на самом деле стараюсь приблизиться к Тебе, когда пишу. Я вижу Тебя внутренним зрением и пытаюсь охватить Тебя теми словами, которые Ты Сам позволяешь мне произнести. Такие моменты редки, но они приносят мне успокоение и возвышают духовно, и я надеюсь, что их описания вдохновляют читателей. Возможно, что я самонадеян, однако мне самому так не кажется. Я верю, что Ты поощряешь мои попытки говорить с Тобой. У меня создалось такое впечатление после чтения молитв в «Шримад-Бхагаватам», а также после слов Прабхупады о молитвах, возносимых обыкновенными преданными. Он ободряет их, говоря, чтобы они продолжали молиться, пусть и несовершенно, «ломаным языком», чтобы открывали свое сердце и прославляли Господа. Я так и делаю - пробую молиться с преданностью и пытаюсь
войти в круг Твоих друзей и преданных. Пожалуйста, не отбрасывай меня, позволь мне взывать к Тебе, из моей нищеты взывать к Твоей щедрости.