Я прихожу к Тебе с молитвой-просьбой, чтобы Ты смилостивился и сделал так, чтобы я мог повторять лучше. Санскритское слово для того, о чем я прошу - утсаха, энтузиазм, и Рупа Госвами утверждает (в «Упадешамрите»), ЧТО это первая из составляющих, благоприятных для совершения преданного служения. Есть похожее слово - лаулъя, или лобхау что означает жадность. Жадность к сознанию Кришны появляется на уровне рагануга садхана-бхакти, или спонтанного преданного служения, когда человек вы-иодит за рамки выполнения своих обязанности просто ради соблюдения правил и предписаний. Я боюсь, что моя
деятельность в преданном служении пока еще находится на уровне вайдхи-бхакти, и я делаю что-то только потому, что должен. Я не нарушаю правил, установленных духовным учителем, но и не чувствую «тяги», неутолимой жажды заниматься этой практикой.
Я не уверен, уместна ли моя просьба о лаулье. Я знаю, что ответственность лежит на мне. Каждый из нас обладает изначальным вкусом к повторению Харе Кришна, и у мантры есть неотъемлемый привлекательный вкус. Но нам нужно развить свой вкус. Прабхупада сказал, что нам следует плакать, когда мы повторяем, как плачет младенец, который зовет свою мать. Вкус - это желание быть с Тобой и Радхой. Я думаю, что когда с механикой у нас все в порядке - тщательная дикция, внимательное слушание, - тогда мы готовы взывать к Тебе. А когда мы зовем, мы чувствуем вкус. Иногда вкус проявляется в сожалении, что мы не старались повторять хорошо. Мы огорчаемся оттого, что совершали оскорбления. Иногда вкус -это счастье от того, что мы приблизились к пониманию существенной истины повторения: что Ты как личность и Твое Имя «Кришна» неотличны. Из-за того, что Ты исполнен всего блаженства, соприкосновение с Тобой в звуковой вибрации делает нас счастливыми. Как Господь Чайтанья Ты подтверждаешь это в «Шиктттаттттаке»: «Когда же из глаз моих беспрерывным потоком польются слезы, когда волоски на моем теле встанут дыбом и дрогнет мой голос при произнесении Твоего Имени?» Это вкус.
Ты хочешь, чтобы мы испытывали вкус. Твои Святые Имена - это источник удовольствия, и Ты хочешь, чтобы мы не были лишены этого блаженного опыта. Я буду продолжать с усердием повторять и слушать, а также писать Тебе, но я молю Тебя о чуде. Пожалуйста, пробейся через облака моего безразличия и дай дождю любовных эмоций пролиться из моих глаз со всей искренностью. Сорок лет повторения с оскорблениями - это уже слишком. Мне нужна Твоя помощь. Каждый день я встаю рано утром и все равно продолжаю заниматься механической деятельностью. Пожалуйста, научи меня, как избегать оскорблений в джапе. Я заслуживаю передышки. Люди, которые слушают меня, заслуживают передышки. В каждой пустыне есть оазис. Несомненно, Ты можешь сотворить его для меня. Счастливый
пользователь товара высшего качества, рекламирующий его на телевидении, говорит, что удовлетворение гарантировано, или вы получите деньги назад. Я не требую от Тебя возврата денег, ко я хочу быть счастливым, когда пользуюсь Твоим товаром. Я молю смиренно: пожалуйста^позволь мне всегда предпочитать всему другому и любить ту практическую деятельность в преданном служении, которой я посвятил мою жизнь. Сделай так, чтобы мои вкусовые рецепторы ожили и я развил неутолимую жажду по отношению к основной практике бхакти.
Мой день заканчивается все же неплохо. Головная боль утихла, и обед был замечательный. У нас был оживленный разговор о том, как мы взрослеем под опекой родителей. Сейчас я готов писать Тебе, но я чувствую себя очень приземленным, поэтому мне может быть нелегко переключить передачу и начать говорить с Тобой, Верховной Личностью Бога. Тем не менее, мне нужно постараться говорить с Тобой так же доверительно, как я говорил с моим отцом как-то раз, когда мне было четырнадцать лет, и-я спросил его, почему я еще не достиг половой зрелости. Я спрашиваю Тебя: почему я застрял на следовании правилам и Предписаниям бхакти и не проявляю никакой любовной спонтанности? Когда я спросил моего отца о половой зрелости, он уверил меня, что вскоре я достигну ее, и также ОН сказал, что когда это произойдет, мне не следует сходить с ума, потворствуя своим желаниям. Дашь ли Ты мне похожий совет? Или же Ты скажешь, что мне предстоит еще долгий путь и надо продолжать тяжело трудиться, не ставя перед собой конкретных сроков, в которые я должен достичь спонтанной любви к Тебе и Радхе и к практике повторения, слушания и служения?
Я думаю, второй подход самый мудрый, хотя беспокоиться о том, чтобы быстрее продвинуться, - это тоже хорошо. Когда же придет тот день? Эта тема всплыла вчера, и я рад, что Прабхупада говорит об этом. Он говорит, что сознающим Кришну можно стать сразу, а можно не пробудить сознание Кришны и за миллион лет. Все зависит от нашего энтузиазма и строгости в практике. Никогда не становись вялым и не теряй интереса к жизни в сознании Кришны. Всегда старательно занимайся нашей практикой. Тогда нашу следующую жизнь украсит флаг победы. Когда мы были детьми, мы играли в игру, где представляли себя суперменами. Один из мальчиков говорил, что его тело или костюм пуленепробиваем, другой заявлял, что его костюм неуязвим для атомной бомбы. Пытаясь одной фразой перекрыть все другие заявления, один из мальчиков тогда говорил: «А мое тело неуязвимо для любого оружия». Это была козырная карта. Но тут другой мальчик начинал спорить с ним, что наш враг (подобно майе) может поймать нас, когда мы будем без одежды, и тогда плакала наша полная неуязвимость. Мы, ребята, не обладали слишком теософским складом ума, поэтому мы не думали, что нас можешь защитить Ты. Но теперь я знаю, что самая надежная защита - быть одетым в доспехи полной преданности Тебе. Тогда никто и ничто не сможет убить нас. Ты говоришь об этом Арджуне: «Смело заявляй, что Мой преданный никогда не погибнет».
Если мы находимся под Твоей защитой, никто и ничто не сможет победить нас - ни время, ни смерть, ни самое изощренное демоническое оружие. Я молюсь о такой защите. Я прошу себя проявить здравый смысл и укрыться под Твоим зонтиком, так же как обитатели Вриндавана нашли прибежище под холмом Говардхана, когда Ты поднял его на мизинце левой руки во время опустошительного ливня, насланного Индрой.
Моя молитва немного бессвязна, Кришна, но я думаю, что Ты знаешь мои намерения. Я хочу осознать нужду немедленно принять Твое покровительство и сделать это спонтанно. Из-за высшего вкуса, который я чувствую благодаря Твоей защите, а также из-за опасностей, которые подстерегают меня в отсутствии этой защиты, я желаю практиковать рагануга-садхана-бхакти. Я хочу отдать всего себя под Твое руководство, и не потому, что так положено делать, но потому, что я просто очень хочу этого.