Мандалешвара, работающий в ИСККОН-Пресс, решает на несколько месяцев оставить свое служение и уехать вместе с автобусной группой Вишнуджаны. Он очень привязан к Радхе-Дамодаре и, несмотря на удачный брак, хочет некоторое время пообщаться с Махараджем. Однако Вишнуджана категорически не согласен: «Издательство — это сердце Прабхупады. Твой отъезд равносилен удалению одного из клапанов сердца Прабхупады». Когда автобусы уезжали в Буффало, Мандалешвара чувствовал себя ужасно невезучим человеком, потому что был вынужден остаться.
БУФФЛ;10, ИЩЬ.19721ША
Благодаря курсу «Бхагавад-гиты», который Рупануга проводил в 1969 году в Государственном университете Буффало, многие студенты стали преданными, и некоторые из них начали служить Шриле Прабхупаде. Одним из них был Гунаграхи дас, теперь грихастха и президент храма ИСККОН в Буффало на Бидвелл Парквей.
Гунаграхи очень вдохновлен тем, что он слышал о Гастролирующей группе, и хочет, чтобы они приехали на фестиваль Ратхаятры в Буффало. Получив от Тошан Кришны рекламные материалы, он отправляется в университетский клуб Харе Кришна, чтобы попытаться профинансировать их выступление в студгородке и получить дополнительные средства для Ратха-ятры. Он проводит презентацию в офисе Студенческого Союза, показывая брошюры и рассказывая о возможном выступлении «Первой трансцендентной экспозиции» в Буффало. Сказанное им выглядит убедительно, и университет соглашается заплатить за выступление Гастролирующей группы 1200 долларов из своего бюджета.
Когда три автобуса Вишнуджаны Махараджа полные преданных прибывают в храм Буффало, экстаз местных преданных до
стигает апогея. Вишнуджана Махарадж сразу же предлагает отправиться на санкиртану в центр города. Жители Буффало весьма холодно реагируют на Кришна-киртан, и преданные удивлены тем, что Вишнуджане удается очаровать обычно равнодушных пешеходов.
Муктакеша: Обычно нам трудно было просто остановить кого-то, чтобы вручить ему приглашение на воскресный пир, не говоря уже о том, чтобы продать за четверть доллара «Обратно к Богу», но когда приехал Вишнуджана, люди были просто очарованы, что было весьма необычным явлением для Буффало. Даже то, как он говорил, производило на людей сильнейшее впечатление, мне особенно запомнился один киртан. Вишнуджана находился в центре круга преданных и левой рукой играл на мриданге, а правой, наклоняясь, по очереди брал пыль слотосных стоп преданных и дотрагивался до своей головы.
Гунаграхи так вдохновлен общением с Вишнуджаной, что решает сделать ему рекламу в городе. Он обзванивает местные радиостанции и сообщает им о том, что в городе находится настоящий Свами. Одна из радиостанций соглашается взять интервью. В день интервью Гунаграхи просит Мадхухару побрить Вишнуджане голову перед выступлением на радио. Брахмачари немного нервничает, поскольку бреет Свами, и хочет сделать все как можно лучше. Он спрашивает Махараджа, не больно ли ему. «Нет. Больно, когда я не могу помнить о Кришне», — отвечает Вишнуджана.
Гунаграхи: Мы провели очень простое ток-шоу. На меня произвело сильное впечатление то, как он говорил. Он редко подыскивал слова или заменял одно слово другим. Просто сама его речь была очень поэтичной. Я обратил внимание на то, что Вишнуджана Махарадж был абсолютно спокоен. Общение с ним очень сильно вдохновило меня. Ведущий программы тоже находился под сильным впечатлением. От общения с Махараджем у всех оставалось положительное впечатление, я помню, что когда мы шли по центру Буффало, я был очень горд, что иду рядом с ним.
Услышав, что Вишнуджана Махарадж приедет на Ратха-ятру в Буффало, многие преданные стали планировать поездку туда. Все храмы Северо-запада охватило радостное волнение и на Ратха-ятру съехалось больше преданных, чем обычно. Среди них — Шуддха-джива, приехавший из Филадельфии, чтобы помочь построить колесницу для фестиваля. Махарадж припарковал свой автобус рядом с дверью, ведущей в ашрам брахмачари, чтобы по утрам ему ближе было добираться до душа.
Шуддха-джива: когда бы я ни увидел вишнуджану махараджа, он пел. Это мне запомнилось больше всего. Ашрам в Буффало был не очень комфортабельным, и в душе была только холодная вода, поэтому по утрам я просыпался с ужасом. В три часа утра я становился в очередь, чтобы принять холодный душ, и не чувствовал никакой духовности, но Махарадж входил, напевая. Он входил в душевую и пел, его не интересовало, где он находится, он просто постоянно пел. Я помню, что сидел и смотрел, как он становится под холодный душ и продолжает петь. Он пел до самой мангала-арати, а затем вел киртан. когда бы я ни увидел его, он пел. Это поразило меня.
каждый день я ходил в автобус на вечернюю программу. По вечерам автобус, казалось, источал сияние. На окнах висели занавески, но вы чувствовали запах благовоний и слышали звук фисгармонии. Я работал целыми днями и с нетерпением ждал вечера. Услышав звук фисгармонии, я в ходил внутрь.
Тогда я впервые увидел Радху-Дамодару и очень привлекся Ими. Когда вишнуджана пел, он пел для Них. Он не просто пел, он смотрел на Них и играл на фисгармонии так, словно пел Им серенады. Его глаза постоянно светились. Я чувствовал, что Они отвечают ему взаимностью. Все было окутано мистикой, мне казалось, что этот автобус спустился прямо из духовного мира.
Перед Ратха-ятрой Гастролирующая группа дает представление в университете. После этого Вишнуджана Махарадж идет с преданными и распространяет студентам книги и журналы. Шуддха-джива распространяет рядом с Махараджем. Для него это целое событие — лично общаться с Вишнуджаной Махараджем, поскольку он восхищается им. Видя энтузиазм нового брахмачари, Вишнуджана поздравляет его с каждой распространенной книгой.
На пути обратно в храм Шуддха-джива, очарованный Вишнуджаной Махараджем и Радхой-Дамодарой, спрашивает, можно ли ему присоединиться к путешествующей группе.
— Из какого ты храма? — спрашивает Вишнуджана.
— Я из Филадельфии.
— Не думаю, что твоему президенту храма понравится, если ты, приехав сюда помочь, не вернешься обратно.
Махарадж мягко уговаривает Шуддха-дживу вернуться после Ратха-ятры в Филадельфию.
В день Ратха-ятры три автобуса Гастролирующей группы присоединяются к процессии, следуя за колесницей Господа Джаганнатхи. На фестиваль приехали сотни преданных, так что шествие производит большое впечатление на местных жителей. Вишнуджана ведет процессию по улицам Буффало, создавая своим киртапом божественную атмосферу. В какой-то момент Махарадж оборачивается к Гунаграхи и восклицает: «Поразительно! Я испытываю такое же чувство, как на Ратха-ятре в Сан-Франциско! То же самое чувство».
Когда процессия достигает парка Делавэр, взору Ратха-ятры предстает гигантское сооружение из аппаратуры на сцене и с огромным вывешанным «тай-дай» фоном. Махарадж ведет киртаний на сцену, и пение продолжается через звуковую систему. Затем он выступает с небольшой лекцией, объясняя смысл Ратхаятры, а затем представляет трансцендентную рок-оперу. Он просит всех поудобнее усесться на траве, и посмотреть несколько небольших постановок; потом начнется непосредственно рок-онера. Атмосфера очень напоминает лов-ин, тусовку хиппи, с музыкой и духовной атмосферой.
Мурали Кришна: Мне было пятнадцать лет. Однажды я уже встречал преданных, когда они приходили в нашу католическую школу для мальчиков, и они мне понравились. Мне и моему брату показалось, что сказанное ими имеет смысл. Наши родители возмущались, когда мы заговорили об этом за обеденным столом с нашими семью братьями и сестрами.
Однажды выгуливая собаку, я услышал музыку, и подумал, что в парке выступает какая-то группа, я пошел на звук этой музыки, и когда пришел, услышал песню, которую они пели и которую я запомнил, и пою до сих пор.