Краткий предварительный анализ фрагментов «Шри Чайтанья-чаритамриты», посвященных религиозно-философским вопросам, дает возможность сделать ряд выводов относительно значения понятия бхакти, его связи с другими важнейшими понятиями бенгальского вайшнавизма, а также их роли в общей структуре философско-теологической доктрины бенгальского вайшнавизма. Выводы эти следующие:
- В структуре значений понятия бхакти можно достаточно четко выделить три основных уровня: психологический, практический и онтологический, который является базовым для остальных двух. В соответствии с первыми двумя уровнями значений можно дать следующие определения бхакти: 1) Как психологический феномен, бхакти есть глубокое переживание человеком такого религиозного опыта, в котором преобладает индивидуально-личностное отношение к Божеству. В этом смысле бхакти, с одной стороны, глубоко укоренена в религиозной традиции Индии, с другой – свойственна также и другим религиозным традициям. 2) Как практический способ духовного совершенствования бхакти (бхакти-йога) преставляет собой систему разнообразных молитвенных, обрядовых и аскетических практик, религиозных регламентаций и нравственных норм с целью самопознания индивида и достижения им Высшей реальности, что понимается как развитие взаимоотношений с Богом, в которых индивид выступает в роли слуги, а Бог - объекта служения.
- Шри Чайтанья строит Свою систему, используя триаду самбандха – абхидхея – прайоджана, где, с точки зрения религиозной доктрины, самбандха есть учение о Боге, абхидхея – учение о бхакти как о пути достижения Бога, и прайоджана – учение о преме как цели пути бхакти. Эта же схема лежит в основе онтологии, поскольку самбандха представляет собой также учение о бытии как сущем и о его структуре, абхидхея – учение подлинном существовании индивида и о переходе от неподлинного существования к подлинному, прайоджана – учение о подлинной сущности индивида и структуре трансцендентного бытия.
- Понятие бхакти в его онтологическом значении выполняет важную структурную роль в каждом из звеньев триады самбандха-абхидхея-прайоджана. Так, на уровне самбандхи, т.е. в структуре бытия как сущего бхакти является связующим звеном между индивидом и Богом; на уровне абхидхеи бхакти можно рассматривать как подлинное существование индивида в отличие от неподлинного (кармы); на уровне прайоджаны бхакти наряду с премой представляет собой фундаментальную экзистенциально-онтологическую характеристику индивидуального бытия на уровне Трансцендентной реальности.
- Понятие бхакти, таким образом, конституирует динамику элементов триады самбандха – абхидхея – прайоджана: бытие в его экстенсивой фазе - переход от экстенсивного бытия к интенсивному - бытие в интенсивной фазе. Такая динамическая структура может служить основанием для реконструкции учения бенгальского вайшнавизма во всех его аспектах – религиозно-доктринальном, философско-теологическом, индивидуально-психологическом, практическом и т.д.
- В према-бхакти, исполненном блаженства трансцендентном бытии, стихией которого поглощены индивид и Бог, преодолевается онтологический разрыв между ними без элиминации субъекта (что, например, характерно для традиции адвайта-веданты. Это подводит к мысли о том, что теистические учения Индии, опирающиеся на концепцию бхакти, в этом отношении можно типологически соотнести с христианством, в котором та же самая задача решается с помощью учения о боговоплощении.
- Экзистенциальное осмысление таких понятий как бхакти, према и раса, а также представление о возможности выразить непостижимое при помощи языка, помимо всего прочего, позволили Шри Чайтанье и его последователям, используя особый поэтико-метафорический дискурс, непосредственно переходящий в собственно поэтическое творчество, дать уникальное описание и истолкование религиозного опыта. Вероятно, эта поэтическая концептуализация религиозного опыта, в той или иной степени свойственная учениям всех вайшнавских школ, и явилась причиной такого огромного влияния традиции бхакти на индийскую литературу и культуру в целом.