Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 20]

Радха – не просто джива, а персонификация предельного любовного экстаза – маха-бхавы (maha-bhava). Об этом мы узнаем из беседы Шри Чайтаньи и Рамананды Рая: «Махабхаву [я] понимаю как сокровенную сущность премы. Образ махабхавы – Госпожа Радха» (premera parama-sara `mahabhava` jani / sei mahabhava-rupa radha-thakurani // Ш.Ч.Ч. Мадх. 8.160). Махабхава, подобно остальным расам, подразделяется на две фазы – соединение и разлука, однако называются они по-иному: мадана (madana) -  «опьянение» и мохана (mohana) – «безумие», что подчеркивает огромную интенсивность духовный эмоций (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.58). Разлука и любовь в разлуке – высочайшая фаза, поскольку для нее характерны наиболее сильные и глубокие чувства по отношению к обьекту любви.

          Махабхава как наивысшее духовное состояние недоступна дживе. Считается, что Кришна принял облик Шри Чайтаньи для того, чтобы Самому испытать те эмоции, которые свойственны Радхе. В этом вайшнавы видят сокровенную цель нисхождения Кришны в мир в облике Шри Чайтаньи. Автор «Шри Чайтанья-чаритамриты» сообщает об этом в самом начале поэмы: «Радха – персонификация любви Кришны, Его хладини-шакти. Раньше Они, единые по сути, приходили на землю в разных телах, теперь же Они слились воедино и явили Себя [в облике] Того, чье имя – Чайтанья. Я склоняюсь пред Тем, кто есть Кришна по сути, но украшен чувствами Радхи и Ее сиянием» (radha krsna-pranaya-vikrtir hladini saktir asmad ekatmanav api bhuvi pura deha-bhedam gatau tau / caitanyakhyam prakatam adhuna tad-dvayam caikyam aptam radha-bhava-dyuti-suvalitam naumi krsna-svarupam // Ш.Ч.Ч. Ади 1.5). Чувства Радхи, ее любовь к Кришне, Их взаимоотношения – все это составляет сокровеннейшую тайну бытия. Здесь проходит граница всякого дискурса. Единственное, что остается – символический, насыщенный метафорами поэтический язык. Поэтому Рамананда Рай, в ответ на просьбу Шри Чайтаньи поведать Ему сокровеннейшее, начинает петь песню, в которой выражена любовь Радхи к Кришне (Ш.Ч.Ч. Мадх. 8.194).

         Хотя у всех джив и у всех персонифицированных шакти есть свои собственные отношения с Богом, объектом их поклонения служат взаимоотношения Божественной Четы (Ш.Ч.Ч. Мадх. 23.92-93). Трансцендентный мир не знает зависти и соперничества, каждый его обитатель испытывает даже больше блаженства, когда видит как Кришна проявляет любовь к другим, а не к нему самому – такова чистая природа према-бхакти. Према-бхакти настолько возвышена и совершенна, что Кришна, Бог, не зависящий ни от кого и ни от чего, Сам стремится ее испытать. Для этого Он становится слугой своих собственных слуг, стремясь исполнить их желания: «Кришна исполняет как истинное то, [чего] хочет слуга. Кроме исполнения желаний слуги [у Него] нет других обязанностей» (krsna sei satya kare, yei mage bhrtya / bhrtya-vancha-purti vinu nahi anya krtya // Ш.Ч.Ч. Мад 15.166). Это доставляет Кришне блаженство: «Он Сам погружается вместе с бхактой в блаженный [океан] нектара. «Природа Кришны – [быть] покоренным бхактой, говорят познавшие [Его] могущество» (se amrtanande saha dubena apane / `krsna  bhakta-vasa` guna kahe aisvarya-jnani-gane // Ш.Ч.Ч. Мадх. 19.229) .

Далее: