Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 2]

Кроме того, необходимо назвать и собственно вайшнавских авторов 20 века – религиозных учителей и теологов, проделавших огромную работу по переводу, комментированию и опубликованию традиционных вайшнавских текстов. Речь идет о таких авторах как Бхактивинода Тхакур, Бхактисиддханта Сарасвати и Бхактиведанта Свами Прабхупада, благодаря которым у нас есть возможность ознакомиться с традиционным пониманием бхакти в вайшнавизме .

           Итак, термин бхакти содержит комплекс значений и может быть понято трояко: как обозначение религиозно-психологического феномена, как наименование сиcтемы методов религиозного совершенствования и как понятие религиозной философии. Каждый из этих трех аспектов нашел свое воплощение в одном из жанров вайшнавской литературы: например, в традиционных бенгальских падах и бхаджанах – религиозных гимнах и песнях, бхакти являет себя как глубокое религиозное чувство, служащее источником поэтического вдохновения; в текстах религиозно-прагматического характера бхакти предстает как бхакти-йога, предписываемый последователям в качестве метода духовного самоосуществления комплекс обрядовых и молитвенных практик, регламентаций, нравственно-этических норм; в теологических трактатах – как важнейшая характеристика бытия индивида, на основе которой строится религиозно-философская и теологическая доктрина. Что касается этого третьего значения, анализ текстов показывает - и в этом нам предстоит убедиться - что вайшнавские мыслители придавали понятию бхакти прежде всего именно онтологический статус, и потому правильное понимание других его аспектов и всего комплекса значений, которые входят в это понятие, возможно лишь в онтологическом ключе. Таким же способом, видимо, нужно рассматривать бхакти и для того, чтобы определить, какое в действительности место она занимала и занимает как в индийской духовной культуре вообще, так и в конкретных религиозных традициях. Пока что, однако, сделанное утверждение носит характер предположения. Чтобы определить, насколько верно такое понимание бхакти, лучше непосредственно обратиться к текстам поздних вайшнавских религиозно-философских школ, где бхакти служила предметом философского осмысления.

        К таким школам, скорее всего, следует отнести две, а именно: школу «Пушти-марг», основанную Валлабхачарьей (1478-1531) и бенгальский вайшнавизм (гаудия-вайшнавизм),  Из этих двух, возникших примерно в одно и то же время (начало 16 в.) и во многом схожих между собой, учение о бхакти было наиболее подробно разработано в бенгальском вайшнавизме, который возник в Навадвипе (Бенгалия) в начале 16 в. и впоследствии распространился на территории Бенгалии, Ориссы, Ассама, в районе Брадж (Вриндаван и Матхура), а также в некоторых городах северной и восточной Индии - Праяге (Аллахабаде), Каши (Бенаресе), Джайпуре, Пандарпуре и Мултане . Основателем бенгальского вайшнавизма был великий религиозный проповедник и реформатор Шри Чайтанья (1486-1533), почитаемый бенгальскими вайшнавами как Сам Бог, низошедший в материальный мир во имя спасения человечества. Несмотря на то, что Шри Чайтанья принадлежал к преемственности (sampradaya), идущей от Мадхвачарьи, Он во многом расходился во взглядах с таттвавадинами (последователями Мадхвачарьи) и в отличие от них главной религиозной ценностью провозглашал бхакти, отвергая кастовость и ритуализм.

Далее: