Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 18]

Есть еще дополнительные расы, их семь: хасья (hasya) – смех, адбхута (adbhuta) – изумление, вира (vira) – доблесть, каруна (karuna) – сострадание, раудра (raudra) – гнев, бибхатса (bibhatsa) – ревность и бхая (bhaya) испуг (Ш.Ч.Ч. Мадх. 19.187).

         Как уже говорилось, в учении вайшнавов самоотождествление индивида с Богом не допускается, признаются только межличностные отношения.  Такие отношения строятся по принципу, выраженному дуальной парой ашрая – вишая: «Нектары рас, [вкушаемые] различными бхактами, многообразны, [однако] все эти сладостные расы [имеют] ашраю и вишаю» (nana-bhaktera rasamrta nana-vidha haya / sei saba rasamrtera `visya` `asraya` // Ш.Ч.Ч. Мадх. 8.141). Ашрая (asraya – «воспринимающий») - сам индивид, вишая (visaya – «объект восприятия») – Кришна. Модусами этих взаимоотношений являются расы. В расах раскрываются особые «стуктуры» кришна-премы - трансцендентного бытия: каждая из основных рас обозначает степень близости взаимоотношений между индивидом и Богом, а дополнительные расы и их сочетания создают особую эмоциональную окраску основных рас. Степень близости к Богу выражается соотношением  айшварьи (aisvarya – «могущество», «величие») и мадхурьи (madhurya – «сладость») ( Ш.Ч.Ч. Мадх. 19.192). Представление о Кришне как о могущественном и грозном господине держит индивида на почтительном расстоянии, но чем  ближе взаимоотношения между дживой и Богом, тем меньше джива воспринимает Его величие и могущество, и тем больше в этих отношениях интимности и сладости: «[Когда] преобладает представление о могуществе [Кришны], любовь неполноценна, [если же, даже] созерцая могущество, не принимают [его] во внимание – [то это] признак совершенной [любви]» (aisvarya-jnana-pradhaye sankucita priti / dekhiya na mane aisvarya  kevalara riti // Ш.Ч.Ч. Мадх. 19.194). Более возвышенным считается такое отношение к Богу, когда восприятие Его очарования, доброты и мягкости настолько затмевает Его могущество, что почтительность полностью пропадает – в своих взаимоотношениях с Богом индивид чувствует себя совершенно свободным, что позволяет ему необычайно близко подойти к Богу: «На стадии кевала – чистой премы – [бхакта] не осознает айшварьи. [Он,] хотя и воспринимает могущество [Кришны], поглощен собственными отношениями [с Ним] (`kevala`ra suddha-prema aisvarya na jane / aisvarja dekhileo nija-sambandha se mane // Ш.Ч.Ч. Мадх. 19.203).

         Первые две расы еще не свободны от сковывающего влияния, которое оказывает благоговение перед божественным могуществом (Ш.Ч.Ч. Мадх. 19.195). Самые «дальние» отношения – шанта-раса: бхакта восхваляет Кришну, поклоняется Ему, но держится на почтительном расстоянии, поскольку продолжает испытывать благоговение и даже некоторый страх перед Ним: «Характеристика шанта-расы [такова]: в ней нет ощущения обладания Кришной, а только твердое знание, [что Он есть] Верховный Брахман и Сверхдуша (santera svabhava  krsne mamata-gandha-hina / `param-brahma`-`paramatma`-jnana pravina // Ш.Ч.Ч. Мадх. 19.218). Затем следует дасья-раса - здесь благоговения уже меньше, и бхакта может непосредственно служить своему Господу: «Постоянно с огромным почтением и благоговением воздавая служение Кришне, зная [при этом, что Кришна] – Господь,  [бхакта] услаждает [Его]. (isvara-jnana, sambhrama-gaurava pracura / `seva` kari` krsne sukha dena nirantara // Ш.Ч.Ч. Мадх. 19.220).

Далее: