Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 17]

Однако, как и в случае ачинтья-бхедабхеда-таттвы, непостижимое - ачинтья - не есть анирвачания (anirvacaniya) – неописуемое. Поэтому дискурс возможен и здесь, однако это совершенно особый дискурс. Описывать трансцендентную реальность словами обыденного языка способен лишь тот, кто сам пребывает в ее стихии, т.е. святой, садху. Хотя содержание глав традиционных текстов, посвященнных кришна-лиле, может весьма напоминать реалии обычной человеческой жизни, речь в них тем не менее идет о том, что имеет совершенно иную, трансцендентную, непостижимую природу. Здесь возникает парадокс: с одной стороны, то, о чем говорится, ни в коем случае нельзя принимать буквально, с другой – только буквальное восприятие текста и возможно, ведь каких-либо толкований и объяснений недоступной, алогичной, непостижимой реальности быть не может, и здесь недопустимы никакие опосредствования. Решается этот парадокс следующим образом: текст должен быть с верой выслушан от того, кто постиг его глубинный смысл.В этом случае вместе с звучанием голоса говорящего слушателю передается према, под воздействием которой ему раскрывается смысл текста (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.131).

         Прежде чем перейти к самой сокровенной части Своего повествования в беседе с Рупой Госвами, Шри Чайтанья характеризует состояние индивида на стадии према-бхакти. Тот, кто достиг этой стадии, уже не прельщается ничем материальным и полностью поглощен бхакти, поэтому его состояние определяется как стхайи-бхава (sthayi-bhava) – устойчивое. Для стхайи-бхавы характерно мощное проявление духовных эмоций (Ш.Ч.Ч. Мадх. 23.4). Со стороны этого состояния не понять никому, даже мудрецу: “В сердце счастливца раскрывается новое [состояние] премы, признаки  которого трудно постичь даже сведущему в писаниях” (dhanyasyayam nava-prema yasyonmilati cetasi / antarvanibhir apy asya mudra systhu sudurgama // Ш.Ч.Ч. Мадх. 23.40; Бх.Р.С. 1.4.17). Между тем, према-бхакти динамична, и поэтому даже на стадии стхайи-бхава есть развитие, движение. Для объяснения смысла этого движения используется метафора приготовления леденцов из сахарного тростника. Сначала из семени должен вырасти тростниковый стебель. Из стебля выжимают сок, который затем сгущают, делая из него патоку. Из патоки получают сахар, приготовление которого проходит различные стадии; наконец, из сахара получают сахарные леденцы – конечный продукт (Ш.Ч.Ч. Мадх. 23.43). Леденцы - это концентрированный сахар, наисладчайшее. Однако сахар обладает сладостью не только в конце, но и на всех стадиях приготовления. Есть любители леденцов, сахара, патоки, сока сахарного тростника и т. д.

        Все высшие духовные эмоции связаны с расой – “вкусом”, который у разных индивидов может обладать разной степенью интенсивности. Насчитывается пять основных рас: шанта (santa-rasa) - нейтральная, дасья (dasya-rasa) - служения, сакхья (sakhya-rasa) - дружеская, ватсалья (vatsalya-rasa) - родительская  и мадхурья (madhurya-rasa) - возлюбленных (madhurya – букв. «сладостная») (Ш.Ч.Ч. Мадх. 23.43).

Далее: