Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 15]

Поэтому, даже если он исполняет лишь один из видов вайдхи-бхакти, этого достаточно для пробуждения премы: “[Кто-то] совершенствуется в одном виде [вайдхи-бхакти], кто-то – [сразу] во многих; если есть ништха (твердая вера), появляются волны премы” (`eka` anga sadhe, keha sadhe `bahu` anga / `nistha` haile upajaya premera taranga // Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.134). Поскольку бхакти есть истинное бытие и исполнение Высшей воли, то практикование даже одного вида вайдхи-бхакти освобождает индивида от необходимости совершать традиционные ведийские ритуалы: “[Тот, кто,] отбросив вожделение, поклоняется Кришне в соответствии с указаниями писаний, ничего больше не должен богам , мудрецам и предкам» (kama tyaji` krsna bhaje sastra-ajna mani` / deva-rsi-pitradikera kabhu nahe rni //  Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.140).

          Вторая стадия бхакти, рагатмика, как уже говорилось, предваряется переходной ступенью – рагануга-бхакти. Шри Чайтанья так объясняет Санатане Госвами этот переход: «[Ступень] садханы [под названием] вайдхи-бхакти [Я] описал. Слушай, Санатана, о признаках рагануга-бхакти. У жителей Браджа преобладает рагатмика-бхакти. Предваряющая ее [ступень] бхакти называется раганугой» (vaidhi-bhakti-sadhanera kahilun vivarana / raganuga-bhaktira laksana suna, sanatana // ragatmika-bhakti `mukhya` vraja-vasi-jane / tara anugata bhaktira `raganuga`- name // Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.148-149). Жители Браджа - это вечные спутники Кришны, сопровождающие Его  во всех Его играх (lila) совершенные существа.   Они не имеют никаких желаний кроме стремления постоянно воздавать служение Богу. Их служение не сковано никакими правилами и запретами, для них не существует никаких долженствований, они абсолютно свободны, единственный закон для них – любовь, и закон этот исходит из их собственного сердца (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.153). Что касается того, кто находится на стадии рагануга-бхакти, то в нем кришна-према уже достаточно проявилась, и благодаря ей он испытывает естественную склонность к бхакти. Материальные влечения могут у него еще оставаться, однако према сильнее, и поэтому ему доставляет удовольствие посвящать свое время служению Богу, прославлению Его, повторению Его имени и т.д. Естественным образом у такого индивида возникает интерес к более сокровенному служению Кришне – такому, которое свойственно жителям Браджа (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.155). Но при этом, поскольку материальные желания еще не до конца им преодолены, он должен продолжать следовать правилам садхана-бхакти. Получается, что внешне он действует как и все остальные, исполняя свои обязанности, а внутри постоянно размышляет о служении спутников Кришны и медитативно сосредоточен на этом: “[Есть] два вида совершенствования этой [рагануга-бхакти]: внешний и внутренний. Внешне [бхакта] в облике садхаки (адепта) занят слушанием [о Кришне и] воспеванием [Его], в уме [же он] испытывает состояние, [как если бы он] в своем вечносовершенном теле воздавал день и ночь служение Кришне в Брадже” (bahya, antara,  ihara dui ta` sadhana / `bahye` sadhaka-dehe kare sravana-kirtana // nija-siddha-deha kariya bhavana / ratri-dine kare vraje krsnera sevana // Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.156-157).

Далее: