Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 10]

В отличие от последователей Шанкары, считающих мир и дживу плодом иллюзии, вайшнавы убеждены в том, что они реально существуют; для вайшнавов мир и джива - манифестации Абсолютной Реальности, Бога (Ш.Ч.Ч. Ади 7.123-127). Иллюзорным же в их представлении является бытие дживы в материальном мире, поскольку, оставаясь реальным существом, джива лишается бхакти как подлинного способа существования. При этом према, его сущностная природа, под влиянием майи замутняется созерцанием объектов материального мира и становится камой - «желанием», «вожделением», подобно тому как вода, упавшая с дождем на землю, смешивается с ней и становится грязью. Кама и према разнонаправленны: «Желание услаждать собственные чувства – это зову [Я] камой; желание [доставить] удовольствие чувствам Кришны называется премой” (atmendriya-priti-vancha  tare bali `kama` / krsnendriya-priti-iccha dhare `prema` nama // Ш.Ч.Ч. Ади 4.165). Для камы, таким образом, характерен эгоизм, в то время как према ничего не хочет для себя и все готова отдать во имя служения Богу.  Поэтому, хотя кама есть лишь видоизмененная эгоизмом према, их различие весьма существенно: «У этих двух – камы и премы – признаки неодинаковы. Подобно железу и золоту различаются они по своей природе” (kama, prema,  donhakara vibhinna laksana / lauha ara hema yaiche svarupe vilaksana // Ш.Ч.Ч. Ади 4.164).

        Индивид, сущностная природа которого сокрыта от него самого, получает вместо бхакти иной способ бытия – карму, соответствующий его положению в материальном мире. Карма соотносится с камой также, как бхакти соотносится премой. Кама, эгоистическое желание, осуществляет себя при помощи кармы, деятельности; деятельность, в свою очередь, порождает новые желания, которые дают начало новой деятельности, и так до бесконечности. Находясь под влиянием майи, индивид не способен самостоятельно разобраться в своем положении и изменить способ своего существования, т е. сбросить с себя сеть кармы и вновь стать на путь бхакти, ему требуется помощь извне (Ш.Ч.Ч. Мадх. 20.122). Поскольку бхакти была утеряна индивидом, она должна быть вновь ему дана. Процесс восстановления бхакти описывается в «Шри Чайтанья-чаритамрите» при помощи метафоры взращивания бхакти-латы (bhakti-lata) - «лианы бхакти». Вначале джива должна получить семя лианы бхакти: «Скитаясь по Вселенной, удачливое существо по милости духовного наставника и Кришны получает семя бхакти-латы» (brahmanda bhramite kona bhagyavan jiva / guru-krsna-prasade paya bhakti-lata-bija // Ш.Ч.Ч. Мадх. 19.151). Это семя джива должен посадить у себя в сердце, которое уподобляется саду, и стать садовником в этом саду: “Сделавшись садовником, [джива] сажает это семя и поливает [его] водой слушания [о Кришне] и прославления [Его имен и деяний]” (mali hana kare sei bija aropana / sravana-kirtana-jale karaye secana // Ш.Ч.Ч. Мадх. 19.152). Затем расказывается, как росток бхакти-латы, проклюнувшийся из семени, сначала увеличивается в размерах, а затем разрастается до размеров Вселенной и выходит за пределы материального мира. Минуя различные уровни миров, бхакти-лата дорастает до Голока-вриндаваны (goloka-vrindavana), сокровенной обители Кришны, и обвивает Его стопы, подобные древу желания (калпа-врикша), а затем приносит плод премы (према-пхала), который падает к ногам «садовника» (Ш.Ч.Ч. Мадх. 19.153-155).

Далее: