В соответствии со Шрилой Дживой Госвами, проповедник должен принимать много учеников, чтобы распространять учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Это опасно, поскольку, когда духовный учитель принимает ученика, он, естественно, принимает и грехи ученика, а также и реакции на них. Если он не владеет достаточной силой, он может не справиться со всеми последствиями грехов своих учеников и должен страдать за них. Поэтому принимать много учеников запрещено.'’ (Ч.-ч., Мадхья-лила, 22.118, комментарий)
Понедельник, 13 декабря 1999 года — Поездка на Радха-кунду
По какой-то причине путь парикрамы вокруг Говардхана по-прежнему многолюден. Возможно, сегодня какой-то праздник. Однако на Радха-кунде было на удивление тихо. Я увидел лишь четырех омывающихся паломников. Возле места отдыха Джахнава Маты я встретил одну пожилую вайшнави из Бенгалии по имени Омадеви. В первый раз я встретил ее 8 лет назад. Ей около 60 лет и она говорит по-английски. Она описывала некоторые из игр Джахнава Маты, и поэтому я почтительно слушал ее. Когда она закончила, я дал ей пожертвование. Затем, приняв омовение, я сел на берегу Радха-кунды и читал. Это будет одной из последних моих возможностей омыться здесь перед началом зимы. В прошлом году в это время было уже гораздо холоднее, и повсюду был туман. Как рассказывают местные преданные, зима прошлого года была особенно холодной.
Вторник, 14 декабря 1999 года
Я сижу на крыше, и сегодня солнце кажется особенно сильным. Разглядывая холм Говардхана, я увидел трех мальчиков, Враджаваси, которые лазали по Его склону. У них были пращи, и я думаю, что они использовали камни с Говардхана как свои снаряды. 5.000 лет назад во время игр Кришны гопи были вооружены палками. Однако их потомки в Кали-югу используют пращи. Это напомнило мне о детстве и о том времени, когда наша группа ребят, где я был старшим, обычно носили с собой ножи, луки и стрелы. Мы играли в кустах, лазали по деревьях и разжигали костры.
Среда, 15 декабря 1999 года
Сегодня Дханурдхара Махараджа уехал во Вриндаван. Там ему нужно посетить одну программу. Также он дает лекции по “Чайтанья-бхагавате” после обеда группе преданных во Вриндаване. Во время его пребывания здесь, у нас с ним состоялось множество замечательных бесед. Прошлым вечером Дханурдхара Махараджа, Бхуриджана Прабху. Кешава Бхарати Прабху и я обсуждали очень интересный вопрос: Если Кришна знает каждое будущее действие дживы, то как же тогда джива может быть независимой? Джива обладает крошечной независимостью, и используя эту независимость, она отвернулась от Кришны и сейчас занята служением майе. И чтобы восстановить наши утраченные взаимоотношения с Кришной, мы должны добровольно использовать нашу незначительную независимость для служения Кришне. Такое обращение лицом к Кришне и выражение Ему своей любви и составляет преданное служение. Но вопрос состоит в том, знает ли Кришна, в какой момент в будущем живое существо предастся Ему? Или проще, знает ли Кришна, что живое существо будет делать в будущем, предастся оно Ему или будет далее оставаться запутанным в материальной природе, или же совершит самоубийство или что-нибудь еще? Если Кришна знает об этом, то как же быть с независимостью живого существа? Если Кришна не знает, то как же Кришна может быть полностью сознающим прошлое, настоящее и будущее? Это кажется противоречием.
Один из ответов, который предложил один из моих духовных братьев, заключается в том, что Кришна не знает о том, что живое существо будет делать в будущем. Еще один ответ состоит в том, что Кришна знает все. Если Он захочет, Он может понять, что живое существо будет делать в будущем, но Он просто не хочет знать этого. И третий ответ заключается в том, что Кришна непостижим. Он находится выше наших возможностей понимать. Он выше влияния грех гун материальной природы, и Он выше влияния калы (фактора времени).