Сейчас для преданных Шрилы Прабхупады в этом есть наибольшая потребность, чем когда бы то ни было — развивать гармоничные взаимоотношения и учиться сотрудничать друг с другом. Каждый из нас является завершенной личностью. И поэтому мы не должны пытаться ожидать от других того же самого настроения в служении, что и у нас. Ятха-ручи означает “в соответствии со своим собственным вкусом'’, и ятха-карма — “в соответствии с нашей собственной деятельностью”. У преданных есть склонность давать советы другим, основываюсь на собственном вкусе и деятельности. “Что хорошо для меня — это будет также хорошо и для других. Я буду давать другим советы в соответствии с тем, что бы я делал на их месте.”
Но это не всегда наиболее приемлемые советы. Вначале мы должны сами попытаться понять других, прежде чем сами будем поняты. Это относится даже к мирским отношениям. В своей книге “О том, как завоевать друзей и влиять на людей” Дейл Карнеги пишет, что чтобы понять кого-то, мы должны “надеть на себя обувь этой личности”. Если мы хотим узнать, почему некоторые люди действуют определенным образом, мы должны попытаться увидеть всю ситуацию с их точки зрения. Тогда мы сможем лучше понять, почему они действовали именно таким образом.
Я приведу пример. Человек сидел в парке на скамейке, наслаждаясь тишиной, читая газету и думая о своих собственных делах. Спустя пару минут пришел другой человек и сел на ту же самую скамейку. Вместе с ним было трое детей. Этот другой человек выглядел очень подавленным и уставился в землю, в то время как дети пытались привлечь к себе внимание своего отца. Однако этот человек игнорировал их. Затем дети стали драться друг с другом. Первый человек пытался сконцентрироваться на своей газете, но дети мешали ему. Он подумал: “Почему этот человек не успокоит своих детей?” Для него выглядело очень логичным, что отец этих детей должен был контролировать их. Прошло десять минут. В конце концов первый человек разозлился так, что опустил газету и. прямо глядя на второго человека, сказал: “Почему вы не успокоите своих детей? Разве вы не понимаете, что они создают столько беспокойств? Они нарушают покой”. Второй человек медленно поднял свои глаза на своего собеседника и со слезами на глазах сказал: “Моя жена только что умерла от рака. Я только что вышел из больницы. Мои дети думают, что она просто легла спать. Они не знают о том, что она умерла. Я не знаю, как объяснить им это, но они знают, что происходит что-то не то." Услышав это, человек понял, что он допустил ошибку. Он действовал, не имея правильного понимания всего происходящего.
Преданные очень часто критикуют других, не имея полного понимания всей ситуации. Поэтому вначале стремитесь понять другого, прежде чем рассчитывайте, что поймут вас. В этом Движении есть много преданных, которые находятся на разных уровнях осознания себя. Что является благом для одного вайшнава, может быть не очень благоприятно для другого. Когда мы находимся под влиянием гуны страсти, то склонны судить и оценивать других. Мы можем также психологически или на словах принижать достоинства других, чтобы самим чувствовать себя более уверенно. Преданный, находящийся в гуне благости, всегда сострадателен, он — человек широких взглядов, вдумчивый и внимательный по отношению к другим. Очень важно, чтобы мы развили все эти качества и научились общаться с другими вне зависимости от того, насколько мы согласны с их идеями или принципами. Такое Международное общество, как ИСККОН, объединяет в себе множество типов преданных. Если мь: хотим научиться ценить их всех, очень важно обладать широкими взглядами, уметь приспосабливать себя к другим и также быть восприимчивым. Эти качества станут развиваться по мере того, как мы будем все больше и больше прогрессировать в сознании Кришны.
По мере того как мы прогрессируем в нашем самоосознании, что мы не тело, а вечные слуги Кришны, мы будем учиться видеть вне форм грубого и тонкого тела. Разнообразие, существующее в этом мире, отличается от того, которое есть в духовном, и оно основано на эгоистичных мотивах, рожденных телесной и умственной концепцией жизни.