Мне очень повезло с таким замечательным общением, какое я имею во время моего пребывания рядом с Говардханом — это Кешава Бхарати Прабху, Дханурдхара Свами, Бхуриджана Прабху. Индрадьюмна Свами. Гопипаранадхана Прабху и Радханатха Свами. Общаясь с ними, я чувствую, как усиливается мое собственное сознание Кришны.
Среда, 24 ноября 1999 года
Вчера был последний день Карттики. Холм Говардхана вновь ста* спокойным. Также перестали транслировать “Рамаяну", поэтому отпала ' необходимость в берушах. Путь парикрамы вокруг Говардхана опустел, и я с нетерпением жду приближения тихого декабря.
Около полудня я читал “Чайтанья-чаритамриту” на веранде дворца. Изучая четвертую главу “Ади-лилы”, касающуюся радха-таттвы, я делал записи. Там есть прекрасные стихи, которые описывают положение Шримати Радхарани как олицетворение хладини-шакти, энергии, дарующей наслаждение. Я читал этот раздел уже много раз, но сейчас подумал, что было бы неплохо запомнить некоторые из этих стихов, написанных на бенгали. Этот раздел описывает то, как Шримати Радхарани, будучи трансформацией (викара) любви к Кришне и олицетворением хладини-шакти, одновременно доставляет наслаждение Кришне и поощряет преданных.
После полуторачасового чтения у меня появилась головная боль. Я отложил книгу и повторил несколько кругов на четках. Затем я отдыхал 30 минут. Поднявшись, я собрался принять омовение, а затем принять прасад. Но, к несчастью, насос был сломан, поэтому я не смог принять омовение. Я решил, что приму прасад прямо сейчас. Вкушая прасад, я слушал лекцию Шрилы Прабхупады по “Шримад-Бхагаватам ” которую он прочитал в 1972 году. После прасада мне сообщили печальные новости о том, что самый старший из ныне живущих учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Его Божественная Милость Шрила Бхакти-прамода Пури Махараджа недавно оставил тело в Джаганнатха Пури. Шри Пури Махараджу было 102 года, и последние два года он жил в Пури. Он оставил свое тело в последний день Карттики, и сейчас это известие распространилось по всему обществу вайшнавов. Это великая потеря для всего человеческого общества, когда мы лишаемся общения с такими возвышенными вайшнавами. Вместе с тем его уход становится источником счастья, поскольку мы знаем, что он вернулся на Голоку Вриндавану к Радхе и Кришне. Шрила Пури Махараджа был известен своим поразительным смирением и удивительным вайшнавским поведением. Он стал принимать учеников в возрасте 90 лет, после того как провел всю свою жизнь в сознании Кришны.
Хотя Шрила Пури Махараджа не состоял в Международном обществе сознания Кришны, мы должны признать, что он занимал возвышенное духовное положение, и выражать ему почтение, достойное уттама-адхикари. Очень вдохновляет, когда видишь, как такие вайшнавы, как Шрила Пури Махараджа, практикуют сознание Кришны с самого начала своей жизни и продолжают до самого последнего ее момента. Есть очень много продвинутых вайшнавов в этом мире, и мы должны ценить их и выражать им свое почтение независимо от того, к какой сампрадайе или организации они принадлежат. Однако мы должны быть заинтересованы з том, чтобы открывать наше сердце только тем, кто является близкими членами нашей собственной семьи. Есть разница в том, чтобы предлагать поклоны и задавать вопросы о сокровенном. Есть также много замечательных преданных внутри ИСККОН, и мы должны пытаться развить взаимоотношения с теми, кто более продвинут в сравнении с нами. Мы можем задавать сокровенные вопросы им, как это рекомендует Шрила Рупа Госвами в “Нектаре наставлений”.
Когда я больше задумался об уходе Шрилы Пури Махараджа, то все же я почувствовал печаль и потерю. Я пытался увидеть его, когда в последний раз был в Джаганнатха Пури, но мне не удалось сделать это. Я надеялся, что смогу увидеть его в этот раз. Впервые я встретился с ним в 1986 году в Шридам Майапуре, и мы общались с ним в течение 20 минут.