Вторник, 16 ноября 1999 года
Вчера вечером приехал и остановился во дворце мой духовный брат Бхуриджана Прабху. Он также является одним из членов Джи-Би-Си во Вриндаване. Уже на протяжении десяти лет у меня с ним прекрасные взаимоотношения.
Сегодня мои скулы болят меньше. Я пытаюсь не перенапрягать их. Я отказался от мысли написать книгу о том, как Шрила Прабхупада приехал в Южную Африку. Такое задание может переутомить меня и ухудшить мое состояние здоровья. Но все же я хочу записать некоторые из моих воспоминаний о различных встречах с Шрилой Прабхупадой, когда я виделся лично.
По мере того как приближается зима, солнце теряет свою силу. Прямо сейчас я сижу на солнце, и уже полдень. Неделю назад это было бы невозможно из-за сильной жары. Следующие четыре недели здесь уже будет слишком холодно. Но тогда я буду сидеть напротив своего обогревателя и все окна в моей комнате будут закрыты.
Недавно я получил последнюю копию ‘'Шри Кришна-Катхамриты ” опубликованную учениками Гоур-Говинды Махараджа. В ней есть замечательная статья Шрилы Прабхупады. В ней он пишет: “Итак, Кришна, как Гопи-джана-валабха, занят только тем, что защищает гопи-джан. Тогда Кришна спасет нас от любой опасности, даже если Ему для этого понадобится поднять холм или гору. Кришна очень добр и могущественен."
Мамата означает “обладание, близость или же единство” — единство не в смысле того, что личность растворяется, а в смысле тадатма. Тадатма очень часто объясняется на примере кочерги, которую кладут в огонь. Когда железная кочерга помещается в огонь, она становится такой же горячей как и огонь, и так она становится единой с огнем, однако она сохраняет свое отдельное существование. Таким образом, можно сказать, что эта кочерга становится тадатмой с огнем.
По мере того как мамата преданного увеличивается, то все больше и больше проявляется его рати, или вкус. В шанта-расе мамата полностью отсутствует и она начинает лишь слегка проявляться в дасья-расе. В сакхйа-расе мамата становится более заметной, а в ватсалья-расе она характеризуется очень сильным чувством обладания. В мадхурья-расе мамата достигает своей наивысшей стадии.
В “Чайтанья-чаритамритс” (Мадхья-лила„ 19.218) говорится: “Природа шанта-расы такова, что в ней не существует ни малейшего намека на близость. Но вместе с тем она исполнена знания об имперсоналном Брахмане и локализованной Параматме.”
Это описывается бенгальскими словами кришна-мамата-гандха хина: здесь нет даже малейшего намека на близость с Кришной. В “Чайганья-чаритамрите”(Мадхья-лила, 19.225) говорится, что в сакхйа-расе мамата увеличивается. Дословно, это мамата-адхика. И на уровне родительской любви близость увеличивается еще больше, (фраза мамата-адхикье означает “из-за огромной близости").
По мере того как наши чувства обладания и близости по отношению к Кришне увеличиваются, мы прогрессируем в нашей чистой любви к Богу. Бхава-бхакта может подняться до уровня премы, когда он развивает в себе сильное чувство обладания Кришной. В ”Чайтанья-чаритамрите''(Мадхья-лила, 23.27) говорится: “Когда под влиянием бхавы сердце полностью размягчается, а сама она обогащается сильным ощущением того, что преданный и Господь принадлежат друг другу, когда эта бхава становится очень насыщенной и сильной, ученые люди называют ее премой."
Мамата делится на два вида — в первом преданный испытывает чувство, что он принадлежит Кришне, и второй, более совершенный уровень, когда преданный считает, что Кришна принадлежит нам. Вначале мы должны стать преданными, лишенными всякого эгоизма, и осознавать себя как тех, кто принадлежит Кришне. И лишь затем мы сможем испытывать чувство того, что “Кришна мой”, и иметь такие возвышенные мысли по отношению к Нему.