Сегодня перед своим отъездом из Вриндавана ко мне пришли четверо учеников из моей общины в Дурбане. Возможно, это эгоистично, но я хочу вновь оказаться в одиночестве. Приближающийся декабрь должен быть спокойным, и я хочу сконцентрироваться на чтении книг и повторении святого имени. Когда живешь возле Говардхана в рамках ИСККОН, к тебе приходит больше людей, чем в Южной Африке. В Южной Африке я могу планировать график визитов ко мне посетителей, тогда как здесь это не получается. Мои духовные братья и ученики приходят без всякого предупреждения, и было бы неправильно игнорировать их. Однако все это заканчивается ухудшением здоровья. Например, перед отъездом Субала-сакхьи, я проговорил с ним в течение часа. Он — президент храма, и на него возложено множество обязанностей. После того как он ушел, я отдыхал, и до сих пор я чувствую, как болят мои челюсти от этой долгой беседы. Я совсем не жалею, что я проговорил с Субала-сакхой — он выполняет искреннее служение гуру и Гауранге, — но я должен также помнить, что подобные встречи ухудшают мое самочувствие. Иногда мне хочется принять обет молчания. Один мой духовный брат, как мне известно, принял такой обет и молчал три месяца.
МЫСЛИ О РУПЕ ГОСВАМИ
За последние несколько дней я чувствовал, как Рупа Госвами отвечает на мои молитвы. В соответствии с философией гаудиа-вайшнавов мы являемся рупанугами,, последователями Шрилы Рупы Госвами. Мы следуем его примеру как в материальном мире, так и в духовном. В материальном мире Рупа Госвами жил как отреченный человек, большую часть своей жизни проведя в пределах 168 квадратных миль вокруг Враджа. Иногда он жил возле холма Говардхана, а иногда на Сева-кундже, или же возле Тер Кадамба и в других святых местах. Он написал множество разных священных писаний, таких как “Бхакти-расамрита-синдху' (“Нектар преданности "в изложении Шрилы Прабхупады основан на этой книге), “Упадешамрита ”, “Уджджвала-ниламани” и др. В духовном мире он является вечной спутницей Шримати Радхарани и устраивает встречи Радхи с Кришной.
Шрила Рупа Госвами не принадлежит к категории джива-таттвы; он является экспансией Шримати Радхарани. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати пишет: “Шри Рупа-манджари — это олицетворение рупы, или красоты, Шри Радхи.” Позже днем я читал перевод к песне, написанной Шрилой Нароттамой Дасом Тхакуром (песнь 41 в “Шри Прартхане"). В своем комментарии Шрила Прабхупада пишет: “Кришна означает Кришну вместе с Его преданными. Кришна никогда не бывает один. Кришна всегда со Шримати Радхарани. Радхарани — всегда с гопи. И Кришна также всегда окружен мальчиками-пастушками. Мы не имперсоналисты. Мы не видим Кришну одного." Медитировать на Кришну без Его преданных — определенная разновидность имперсонализма. Поэтому будет правильно, что когда бы мы ни думали о Кришне, то должны думать о Кришне вместе с Его преданными. И поскольку Он всегда окружен Своими преданными, то уж точно должны быть какие-то отношения с этими преданными. Поэтому я должен думать о различного рода отношениях Кришны с разными преданными. В своей книге “Бхакти-расамрита-синдху"Шрила Рупа Госвами объясняет, что есть пять основных взаимоотношений, которые преданный может иметь с Кришной. В Шри Вриндавана-дхаме шанта-раса отсутствует, а дасья-раса сведена к минимуму. Дасья-раса во Врадже является не чистой дасья-расой— она смешана с дружбой или же с родительской привязанностью. Во Вриндаване в основном присутствует ватсалья-раса и мадхурья-раса. Преданный должен думать о том, как Кришна отвечает взаимностью в одном из этих трех типов взаимоотношений со своими вечными спутниками на Голоке Вриндаване. Не только Кришна обменивается этими взаимоотношениями со Своими преданными, но также и преданные общаются с Кришной в одном из этих видов взаимоотношений. Из-за влияния Йогамайи обитатели Вриндавана не знают о том, что Кришна является Верховной Личностью Бога. Скорее, они видят Его как наивысший объект своей любви.