Мантра 10.
Шрила Прабхупада объясняет процесс познания, ссылаясь на «Бхагавад-гиту» (13.8-12), где Господь Кришна описывает постепенный метод развития истинного знания. Шрила Бхактнвинода Тхакур в этой связи утверждает, что все остальные методы лишь могут помочь стать ослом! Современные образовательные учреждения не в состоянии воспитать в людях хорошие качества и лишь помогают увеличивать количество проблем, с которыми сталкивается человечество. Невежество в форме национализма несёт угрозу стабильной ситуации в мире, однако, несмотря на проблемы, люди не могут осознать важность духовного знания. Его необходимо получить от учителя, обладающего должными качествами, от дхиры, того, кто владеет собой и сведущ в духовной науке. Не следует обращаться за знанием к адхире, чьи качества прямо противоположны.
Мантра 11.
С незапамятных времён материалисты пытаются одолеть смерть, однако их попытки раз за разом терпят крах. Даже усилия такого могущественного человека, как Хираньякашипу, оказал ись тщетным и. Так какой же смысл продолжать эту безнадёжную борьбу из века и век; из рождения в рождение? Трансцендентная наука познаётся из писаний такой, как её передают по цепи ученической преемственности. Благодаря ей мы обретаем правильное отношение к тому, что происходит в этом материальном мире, а также учимся, находясь в сознании Кришны, правильно действовать здесь, понимать материальный и духовный мир, узнаём, как подняться над материальным бытием и вернуться к Богу.
Мантра 12.
Можно проследить интересное сходство между мантрами 12 и 9. Они почти ничем не отличаются друг от друга за исключением двух слов. Во второй строке мантры 9 употреблено санскритское слово «авидьям» - «невежество», в то время как в мантре 12 вместо него стоит «асамбхутим» - «полубоги»; также в четвертой строке мантры 9 употреблено слово «видьяям» - «совершенствование знания», тогда как в том же месте мантры 12 мы видим слово «самб- хутим» - «в Абсолюте».
Обе мантры описывают людей, противопоставляющих себя принципу ишавасьи. В девятой мантре объясняется, что как невежественные, так и образованные материалисты обречены на страдания, хотя более печальна участь так называемой интеллигенции. В двенадцатой же мантре утверждается, что жизнь тех, кто поклоняется полубогам, тоже заканчивается крахом, однако ещё хуже судьба имперсоналистов. Множество глупцов пытаются осознать Абсолют с помощью умозрительных рассуждений, однако высшая истина находится за пределами досягаемости нашего крошечного интеллекта.
Попытки постичь Абсолютную Истину через отрицание материального существования также бесполезны. Некоторые люди пытаются улучшить условия своего существования, поклоняясь полубогам, но они по-прежнему вынуждены сталкиваться с главными проблемами материальной жизни: рождением, смертью, старостью и болезнями.
Имперсоналисты могут думать, что Абсолют не является личностью, но это вступает в противоречие с тем, что утверждается в «Шри Ишопанишад». В комментарии (последний абзац) Шрила Прабхупада подвергает дальнейшей критике веда-вада-ратов и майяя-пахрита-гьяни, о которых шла речь в мантре 9: «Эти негодяи - самые опасные элементы человеческого общества. Поскольку правительство не следует законам религии, наказание со стороны государства им не грозит. Однако им не удастся обойти закон Всевышнего, упомянутый в «Бхагавад-гите» (16.19-20), где провозглашено, что завистливые демоны в облике религиозных проповедников будут брошены в темнейшие районы ада. В «Шри Ишопанишад» утверждается, что, завершив свою деятельность в роли духовных учителей, которой они занимаются лишь ради возможности удовлетворять свои чувства, эти так называемые духовные лидеры попадают в самые отвратительные области вселенной».
Мантра 13.
Опять мы видим интересную параллель, на этот раз с мантрой 10. Единственное различие в санскрите в том, что в первой строке мантры 10 встречается слово «видьяя» - «благодаря углублению знания», а в первой строке мантры 13 слово «самбхавад» - «благодаря поклонению Верховному Господу, причине всех причин»; во второй строке мантры 10 употреблено слово «авидьяя» - «благодаря культивированию невежества», а во второй строке мантры 13 - «асамбхават» - «благодаря тому, что не является высшим».
Послания обеих мантр схожи. В десятой говорится, что процесс совершенствования знаний приводит к иному результату, чем культивирование невежества, а в тринадцатой объясняется, что к разным результатам приводят поклонение высшей причине и поклонение тому, что не является высшим. В обоих случаях эти утверждения даны дхирами. Если человек будет слушать дхиранам, невозмутимых учителей Вед, получивших знание в цепи ученической преемственности, он поймёт, что Господь Кришна - высший объект поклонения и нет смысла помещать в центр своей жизни кого-то менее значительного, чем Он. Подтверждение этому мы найдём во всех наиболее важных богооткровенных писаниях, таких как Веды, Упанишады, «Махабхарата», Пураны и, наконец, в Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам, изначальном комментарии к «Веданта-сутре».
Если под руководством духовного учителя, дхиры, пройти надлежащее обучение, которое главным образом состоит в слушании о Господе Кришне и прославлении Его имени и деяний, можно ощутить присутствие Господа повсюду (мантры 6-8) и понять, что Господь из сердца всегда отвечает взаимностью на наши попытки приблизиться к Нему. Так обретается совершенство жизни.
Мантра 14.
Мантры 14 и 11 также похожи друг па друга, хотя в мантре 14 более конкретно говорится о том, что входит в понятие «трансцендентное знание». Здесь Шрила Прабхупада вновь объясняет несовершенство попыток современных людей одолеть смерть материальными способами, без ведического знания. В Ведах чётко описано, как действует материальный мир, и насколько важно принять прибежище в служении Господу Кришне, даже просто для того, чтобы освободиться от пут материальной жизни. Поняв, что в мире майи обусловленная душа находится в затруднительном положении и что её истинное место - в мире духовном, с Кришной, человек обращается к преданному служению, благодаря чему возвращается к Богу.