Так Гопакумар поселился на Вайкунтхе. Он научился распознавать Господа по чудесным признакам, таким как Шриватса и камень каустубха. Здесь также его обучили молитвам Верховному Господу. Своей игрой на флейте и песнями он приносил Господу немало радости. Он не согласился приобретать никаких мистических способностей и трансцендентного великолепия и остался на Вайкунтхе пастухом. Также он получил некоторое личное служение Господу. Он имел возможность обмахивать Господа веером или чамарой и играть на флейте для Его удовольствия.
Иногда, по старой привычке, он начинал петь: «О Говинда! О Гопал!» Услышав это, жители Вайкунтхи, улыбаясь, советовали: «Пастух, тебе не следует называть Бога Кришной и Гопалом. Разве мало других звучных имён, более достойных Его славы? Переложи их на стихи и пой. Он стал пастухом, только чтобы защитить преданных и истребить демонов, а также ввести в заблуждение Камсу. Но другие жители Вайкунтхи говорили: «Нет ничего страшного в прославлении пастушеских игр Господа. Все Его игры чисты и непостижимы». Но главные Его слуги, не выдержав, прервали спор словами: «Не спорьте понапрасну! Все деяния Бога, в которых Он проявляет любовь к Своим преданным, должны воспеваться в санкиртане, это доставляет Ему огромную радость».
Гопакумар не чувствовал себя счастливым из-за разлуки со своим обожаемым Господом Шри Мадан-гопалом. И всеведающий Вайкунтханатх стал иногда принимать ради него форму Нандананданы, а Лакшмидеви - Радхи. Дхарани-деви стала Чандравали, а остальные жители пастухами. Но Гопакумар по- прежнему не чувствовал удовлетворения, потому что Вайкунтханатх не обнимал его и не целовал по-братски, как в его медитации это делал Гопал. Но он обычно утешал себя словами: «О мой изменчивый разум, даже на Вайкунтхе ты не обрёл покоя! Ничто не превосходит Вайкунтхи! Прошу, смирись!»
Однажды Нарада Муни появился на Вайкунтхе и сказал Гопакумару:
- Ты познал милость Господа Вайкунтхи, почему же ты выглядишь таким несчастным? На Вайкунтхе нет ни горя, ни страданий. Нет ничего, что превосходило бы Вайкунтху!
Но, немного помолчав, всеведущий Нарада Муни затем сказал:
- Я знаю, что ты мечтаешь обняться с Господом и поцеловать Его, как это было во время твоих медитаций. Подобные отношения, хотя и очень ценны для Господа, скрыты от многих, ведь они сокровенны. Они редки даже для мудрецов, подобных нам. Лишь жители Враджа имеют счастье нежной, неповторимо взаимной любви с Господом.
Твоё служение привело тебя на Вайкунтху, но здесь те отношения, которых жаждет твоё сердце, не приняты. Они здесь просто невозможны. Поэтому оставь свои страдания и поклоняйся Господу Вайкунтхи как своему обожаемому Верховному Господу.
Не считай Вайкунтханатха отличным от Мадан-Гопала, только так ты сможешь испытать вечно растущую высшую радость.
Не думай никогда, что животные, птицы, деревья и растения здесь, на Вайкунтхе, находятся в невежестве. Они все спутники Кришны, принявшие эти формы, чтобы доставить Ему удовольствие.
Потом Нарада Муни рассказал Гопакумару о том, как он видел тысячи экспансий Кришны в Двараке, и как Господь принимал служение Своих цариц. Йогамайя, могущественная шакти господа, устраивает Его игры, и по её милости в сердцах рождается преданность. Хотя её деяния непостижимы, беспримесные преданные могут понять их.
Великое могущество Господа делится на две части: пара и апара (вышестоящее и нижестоящее). Нижестоящее могущество есть отражение Его вышестоящего могущества. Преодолев эту нижестоящую энергию (майю), можно достичь освобождения и обрести преданность.
Видя желание Гопакумара общаться с Господом в Его двурукой форме, Нарада Муни посоветовал Гопакумару отправиться в Двараку, по пути посетив Айодхью. Любовь
В Двараке Гопакумар увидел группу играющих принцев, молодых Ядавов. Он так обрадовался, увидев их неповторимую красоту, что забыл почтить поклоном. Мальчики Ядавы обняли его и, взяв за руки, проводили ко дворцу.
Он увидел Кришну, сидящего на прекрасном золотом троне, служение которому проходило с ещё большим убранством, чем служение на Вайкунтхе.
Васудева, Баларама, Акрура и другие сидели справа от Него, а Гада, Шатвики и другие сидели слева, Уграсена сидел перед ними. Нарада пел для удовольствия Господа и играл на вине. Гаруда, преклонив колени, возносил молитвы, а Уддхава массировал Его лотосоподобные стопы, незаметно от других рассказывая Ему что-то.
Увидев Господа, Гопакумар потерял сознание от переполнявших его чувств, и Господь попросил Уддхаву привести его в сознание и подвести ближе. Уддхава вернул Гопакумара в чувства и, держа за руку, подвёл к Господу, дав коснуться головой Его лотосоподобных стоп. Когда Кришна увидел флейту в руках Гопакумара, Он замолчал и вытер слёзы. Затем Он спросил:
- О Гопакумар, в порядке ли ты? Не случилось ли чего непредвиденного с Гокулой?
Встреча с Гопакумаром навевала грусть памяти о далёком Вриндаване, и глаза Кришны наполнились печалью. Уддхава принялся отвлекать Кришну от грустных мыслей и напомнил о том, что они не одни, и в зале находятся те, кто ждут Его аудиенции: Васудева и другие Ядавы, цари, полубоги и мудрецы. Кришна скрыл Свои чувства и, держа Гопакумара за руку, приготовился войти во дворец вместе с Уддхавой и Баларамой. Там Его встречали 16108 цариц вместе с Рохини и Деваки.
Гопакумару на секундочку показалось, что он видит не царственного правителя Двараки, а Мадан-Гопала в окружении гопи и матери Яшоды, и от счастья он потерял сознание. Кришна прикосновением вернул его к жизни. Он накормил Гопакумара, а после поел Сам, чтобы порадовать его. Приняв остатки пищи Кришны, Уддхава проводил Гопакумара в его дом.
Гопакумар ощущал безмерную радость, полагая, что достиг высшей цели жизни. Он по опыту знал, что радость Вайкунтхи в миллион раз превосходила радость освобождения, радость Айодхьи была ещё больше, но радость Двараки была невообразима и неописуема. Однажды Ядавы попросили Гопакумара сменить одежду. Им было непривычно видеть в своём окружении человека в одеждах простолюдина. Но Гопакумар хотел оставаться пастухом, хотя на аудиенции Кришны ощущал страх и стыд, особенно если Он сидел в окружении царственных особ и министров.
Иногда Кришна представал перед ним в своём четырёхруком образе. Иногда Господь покидал Двараку, чтобы навестить своих дорогих друзей Пандавов. Тогда Гопакумар сильно грустил. Он очень тосковал по Враджу, но тщательно скрывал свои чувства.
Однажды он увидел Нараду и, поклонившись ему, спросил:
- О лучший из мудрецов и спутников Господа! Ты путешествуешь повсюду, рассказывая всем о славе Господа. Ты много знаешь, расскажи и мне что-нибудь.
- Я уже раскрыл тебе самый большой секрет. Верховный Господь один и нет другого. И точно так же, как Он проявляет Себя в разных местах по-разному, так и мы, его слуги, тоже можем присутствовать в разных местах в различных формах. Все мы Его вечные слуги и послушные игрушки в Его руках. У нас нет другого занятия, кроме служения Ему. А ещё мне очень странно, что ты, сат-чит-ананда виграха, кажешься недовольным и, похоже, пребываешь в беспокойстве.
Гопакумар смиренно обнял подобные лотосу стопы Нарады:
- Господин мой! От тебя ничего не скрыть. Ты всё знаешь!
Нарада с улыбкой обернулся к Уддхаве:
- Этот Гопакумар, из-за того, что родился на Говардхане, ищет то, что очень трудно отыскать даже нам с тобой. Печально, что ты, так беспокоясь о страданиях враджаваси, ничем не можешь утешить их. Голока - вот чего желает этот преданный. Она гораздо выше, чем мир Вайкутнхи.
- Он вырос во Врадже, - ответил Уддхава, - и всегда пас коров и, что особенно важно, поклонялся Гопалу. Поэтому он выше нас.
Услышав это, Нарада взволнованно обнял его и произнёс: - Пожалуйста, объясни ему, как он может обрести желаемое.