ОБЗОР «ШРИ БРИХАД-БХАГАВАТАМРИТЫ» ШРИЛЫ САНАТАНЫ ГОСВАМИ
Эта книга состоит из двух частей: Пурва (вступительная) и Уттар (заключительная). Первая часть называется «Поиски того, кто обрёл полную милость Господа». Название второй части «Провозглашение славы Голоки».
Первая часть содержит 7 глав:
- Земная обитель.
- Небесная обитель.
- За пределами материальной природы
- Преданный.
- Дорогой преданный.
- Ближайший преданный.
- Обладатель полной милости.
Вторая часть также состоит из 7 глав:
- Отречение.
- Знание.
- Преданное служение.
- Вайкунтха.
- Любовь.
- Исполнение высшего желания.
- Обретение величайшего счастья.
Основу этого писания составляют вопросы Уттары - матери Махараджа Парикшита. Поэтому данная книга может по праву считаться частью Махабхараты. Мудрец Джаймини пересказал историю, о которой здесь идёт речь, Джанамеджае, сыну Махараджа Парикшита. Обе части этого произведения содержат рассказ странника паривраджаки о своём пути и приобретённом в странствиях опыте. В первой части книги рассказчиком выступает Нарада Муни, а во второй - Гопакумар. Устами Гопакумара Шрила Санатана Госвами удивительнейшим образом раскрывает философию гаудия-вайшнавов.
Он рассказал о самой сокровенной части духовного неба и о важности чистого преданного служения, описывая постепенное возвышение с начальных ступеней преданности до вершин божественной любви.
Примером, иллюстрирующим это восхождение, становится жизнь Гопакумара. Благодаря чудодейственной силе мантры, которую он получил от гуру и с верой повторял, в его сердце раскрылся бутон преданности. Рост этого цветка приносил радость Гопакумару, но он не чувствовал полного удовлетворения, пока бутон не раскрылся полностью. Проходя через разные стадии духовной жизни, он в конце концов попадает во Врадж и обретает полное счастье.
История о Гопакумаре была рассказана Шрилой Санатаной Госвами для того, чтобы показать могущество повторения мантры, данной истинным духовным учителем. Книга даёт понять, что нет границ совершенству, а жизнь преданного, ведущая к высшему благу, вечна. Гопакумар рос духовно, и каждый раз, когда ему была необходима помощь, к нему приходил его гуру. Пять раз он появлялся перед ним в самый ответственный момент и давал наставления. Так становится ясно, что гуру всегда присматривает за своим учеником и каждый раз готов прислать помощь, пока ученик стоит на пути, ведущем его к лотосоподобным стопам Господа.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Земная обитель
Выслушав Махабхарату из уст Джаймини Риши, сын Махараджа Парикшита захотел узнать, что же случилось дальше. Мудрец ответил ему:
- О лучший из царей! Шри Вьясадва, осознав в трансе преданности Верховного Господа, Бхакти-деви и внешнюю энергию Всевышнего, описал Его удивительные игры в Шримад-Бхагаватам. Сын мудреца, Шукадева Госвами, будучи осознавшей себя душой, черпал удовлетворение в себе самом. Но неземные качества Шри Кришны пленили его ум, и он стал изучать Шримад-Бхагаватам под руководством Вьясадевы. Когда твоего отца Махараджа Парикшита прокляли на верную смерть, его мать Уттара не находила себе места, тревожась из-за его неминуемой смерти. Чтобы смягчить горе матери, Царь Парикшит объяснил ей бренность материального бытия и рассказал о вечной душе.
Выслушав своего сына, мать Уттара освободилась от скорби. На сердце стало легче, и она спросила:
- Дорогой сын! Пожалуйста, поделись со мной нектаром, который ты услышал от чистой как лебедь души, Шрипада Бадараяны.
Царь Парикшит ответил:
- Матушка! У меня мало времени, поэтому, если ты хочешь услышать суть Шримад-Бхагаватам - об играх Господа во Вриндаване, о которых поведал мой духовный учитель Шрила Шукадева Госвами, я расскажу тебе о них лишь вкратце.
Мать Уттара сказала:
- Мой сын! Так же как сутью сахарного тростника является сахар, а при взбивании молочного океана появляется нектар, пахтанье Шримад-Бхагаватам, который ты услышал от Шрипада Бадараяны, позволит мне ощутить вкус безграничного счастья.
- Мама! Близится мой конец. Я уже подумывал принять обет молчания, но твой вопрос так прекрасен, что заставляет меня говорить без умолку.
Однажды в месяц Магха, в Праяге, вблизи Шри-Мадхава, собрались великие души. Туда пришёл один богатый брахман, уроженец тех краёв, чтобы накормить их. Выбрав место и очистив его, с величайшим почтением он установил там трон с Божеством Шалаграма-шилой. Он, как заведено, провёл обряд поклонения, приготовил прасад и накормил всех собравшихся брахманов, вайшнавов и бедных. После этого брахман сам принял немного пищи и предложил плоды своих действий Верховному Господу.
Окончив трапезу, он взял Шалаграма и собрался уходить, но тут к нему обратился Нарада Муни, который считал, что этот брахман сполна получил милость Господа:
- О брахман, ты - величайший преданный, получивший безграничную милость Кришны.
Брахман ответил:
- Мудрец! Что же за признаки милости Господа ты разглядел во мне? Если ты на самом деле желаешь увидеть того, кто получил милость Господа, отправляйся на юг и разыщи одного царя- вайшнава. Он и его семья действительно оказывают настоящее служение Господу! Они, забыв про свои интересы, бескорыстно служат мудрецам, уважаемым людям и гостям. Вот человек, достойный прославления. Ступай и посмотри сам..
Услышав эти слова, Нарада Муни, горя желанием увидеть царя, отправился в его город. На месте Нарада обнаружил, что брахман рассказал ему лишь о небольшой части его добродетелей. Нарада увидел пример замчательного служения Верховной Личности Бога: фестивали, забота о вайшнавах и раздача свежего, вкусного махапрасада. Радуясь удаче встретиться с вайшнавом, Нарада Муни подошёл к царю и сказал:
- О император! Ты воистину обрёл милость Господа. Всё твоё богатство ты неустанно занимаешь в служении Господу и Его преданным.
- О мудрец среди богов! - возразил смущённый царь. - Мы обычные люди, и наши дни сочтены. Какая может быть милость Господа у обычной дживы вроде меня, незначительной души, погрязшей в тройственных страданиях? Если ты и вправду хочешь увидеть того, кто получил милость Всевышнего, ищи среди полубогов и небожителей. Они победили старость и болезни, и величайший среди них - царь Индра.