В 12.40 Махарадж знал, что нужно постараться к Прабхупаде прийти, за раз все сделать, чтобы не беспокоить его. То же самое с Божествами. Мы не должны так заходить и выходить, заходить и выходить. Есть служение - вы приходите и делаете его. Никто не должен прерывать, беспокоить. То же самое, если вы забыли, но лучше не забывать.
- У нас просто проблемы в храме. Бывает, бхоги нет или еще чего-нибудь.
- Это дело пуджари - так организовать, чтобы не было никаких проблем. Пуджари должен организовать все так, чтобы Божествам было оказано хорошее служение. Если у вас есть такие проблемы в храме, то нужно созвать встречу пуджари с менеджерами и решить ее. Смысл в том, что мы служим Божествам так, чтобы Они не испытывали при этом неудобства. Если Кришна постоянно испытывает неудобства из-за того, что у нас разума не хватает или искренности, то нужно что-то делать. Прабхупада говорил, что я пригласил Кришну сюда. Вы не должны оказывать Ему неуважение.
Если мы очень серьезно относимся к поклонению Божествам, то мы сможем победить. Если приложим свой интеллект, то сможем сделать так, чтобы все было вовремя и не было никаких неудобств. Прабхупада готов был отказаться от наставлений писаний, чтобы Божеству не доставляли беспокойство. Он старался развить в преданных такое видение, чтобы они всегда заботились об удовлетворении Кришны, служили Ему хорошо. Это не значит, что мы отвергаем все, что в шастрах говорится, при этом думая, все равно это Кришне не принесет удовольствие. Нужно действовать так, чтобы доставить удовольствие Кришне. Если вы искренни, то Кришна поможет вам достичь всего необходимого. "У тех, кто поклоняется и служит Мне, Я сохраняю то, что у них есть и даю то, чего им не хватает".
Вопрос не слышно.
Ответ. Прабхупада говорил о том, что мы не должны поклоняться не установленным Божествам. В «Хари-Бхакти-Виласе» говорится, что нельзя поклоняться не установленным Божествам. Они должны быть установлены. И также мы Кришне Самому не поклоняемся, только с Радхарани обычно.
Вопрос. В России много бывших учеников Харикеша Махараджа не выбрали себе шикша-гуру. Что они в связи с этим должны делать, когда начинают поклоняться, т.е. когда обычно ставят изображение своего учителя, то они не могут ставить.
Ответ. Они должны принять прибежище у Прабхупады. Не как дикша, а как шикша. Если у вас нет дикша-гуру, который в хорошем состоянии находится, можно предлагать шикша-гуру: Прабхупаде или другому присутствующему сейчас гуру. Конечно, шикша-гуру должен находиться в линии Шрилы Прабхупады Гаудия-матхи, например, не находятся в нашей линии. Также можно принять прибежище у старшего вайшнава, с которым у вас есть сильные отношения. Эти
отношения могут быть даже сильнее, чем у вас были с вашим дикша-гуру. Предположим, у вас может не быть отношений с дикша-гуру и может быть очень сильное влечение к шикша-гуру, может быть, что он главный, кто ведет вас по духовной жизни. Но это оскорбительно - пренебрегать дикша-гуру и предлагать все шикша-гуру. Поэтому, если ваш дикша-гуру в хорошем состоянии, вы должны через него предлагать. Если дикша-гуру пал, то должны принять прибежище у шикша-гуру.
- Меняется ли мантра?
- Если гуру пал, то не нужно его мантру использовать. Используйте мантру Прабхупады или мантру вашего шикша-гуру. Но нужно всегда сначала спросить разрешение у шикша-гуру, и гуру должен вас принять.
Вопрос. Мы купили мраморные Божества Гаура-Нитай. Как нам определить, кто из Них Господь Нитьянанда, а кто Господь Чайтанья?
Ответ. Будьте очень осторожны, потому что мрамор очень хрупкий. Если ударить, то может что-то отпасть. Кто из Них кто - это не важно. Нет описаний в шастрах.