«Обычно человек, стремящийся изо всех сил к достижению своей цели, безразличен к окружающим. Но тот, кто стремится к преме, наоборот, обращается за поддержкой к людям, близким ему по духу. Так, помогая друг другу, они вместе идут к своей главной цели - преме».
Шрила Джива Госвами, «Шри Мадхава-махотсава»
Вот уже несколько лет я пытаюсь ввести среди своих учеников и в храмах моей зоны систему кураторов. Ее идея принадлежит не мне. Еще задолго до того, как я начал о ней говорить, мой дорогой духовный брат, Его Святейшество Радханатх Свами, создал и применил данную систему в Шри Шри Радха-Гопинатха Мандире в Чоупати, где она великолепно прижилась и откуда стала распространяться по другим храмам.
Впервые приехав в Шри Шри Радха-Гопинатха Мандир (это было в январе 1994 г.), я испытал то же, что и во время первого посещения храма ИСККОН в 1972 г., - непередаваемое чувство гармонии, счастья и товарищества, когда преданные были как одна семья. Как и в бостонском храме в конце 1972 г. храмовые условия были очень скромны, но дух, царящий среди преданных, позволял забыть о любых неудобствах. Я видел - преданные так вдохновлены, потому что о них заботятся, и они чувствуют себя частью миссии Шрилы Прабхупады. Я посетил также несколько программ для прихожан, которые они проводили сами. И те же самые чувства, которые я испытывал в храме, не оставляли меня во время проведения нама-хатт и после, когда я почитал вместе со всеми прасад. Сюда большей частью приходили семейные люди - супружеские пары, родители и дети, но я чувствовал в их отношениях те же гармонию, счастье и товарищество, которые царили между живущими в храме брахмачари. В отличие от бостонского храма 1972 г. здесь я увидел большую общину домохозяев. Они жили не в храме и даже не поблизости, но чувствовалось, что о них заботятся и они чрезвычайно счастливы быть частью миссии Шрилы Прабхупады - они делали почти то же самое (по крайней мере, так показалось мне), что и мы в те далекие семидесятые, когда были брахмачари в Бостоне.
По своему более чем двадцатилетнему опыту я знаю: такое крепкое чувство товарищества чаще всего развивалось в храмах, где преданные были сосредоточены на миссии распространения книг Шрилы Прабхупады. И хотя мы продолжаем нести миссию, которую возложил на нас основатель-ачарья, я все же думаю, что за прошедшие двадцать лет большая часть грихастх (особенно тех, которым приходится работать, и зачастую на пределе сил, чтобы содержать семью) перестали ощущать свою связь с ней. Это можно наблюдать по всему миру.
Шрила Прабхупада дал нам нечто большее, чем просто миссию распространения его книг. Он научил нас также радостно петь, танцевать и почитать кришна-прасад в обществе преданных. Теперь наша задача-делиться своим опытом так, чтобы люди загорались желанием почувствовать то же самое, независимо от принадлежности к тому или иному ашраму. Домохозяева в Чоупати счастливы, воспевая, танцуя и почитая кришна-прасад: кажется, они живут лишь для того, чтобы наслаждаться нектаром сознания Кришны.
На протяжении поездки я спрашивал себя: «Эти преданные - словно одна семья. Что же сближает их? Что позволяет им чувствовать свою причастность к миссии Шрилы Прабхупады?» Ответ, казалось, напрашивался сам собой - у них есть Радханатх Махарадж. Но со временем я узнал, что дело не только в присутствии такого бескорыстного и сострадательного руководителя. Оказалось, что Махарадж изобрел, внедрил и поддерживает систему кураторов, которая и дает преданным такое сильное чувство единства с миссией.
Прошло несколько лет, и осенью 1997 г. по моему приглашению Радханатх Махарадж впервые приехал в бывший Советский Союз. Именно тогда, в Киеве, я попросил Махараджа рассказать собравшимся преданным о системе кураторов. Из смирения он долго не соглашался. Но, в конце концов, все же уступил моим настойчивым просьбам и в течение нескольких вечеров делился своими мыслями о том, каким он представляет себе простой храм, основанный на фундаментальных принципах духовного наставничества, и рассказывал о системе кураторов, которую он создал для преданных в Шри Шри Радха-Гопинатха Мандире.
Таким образом, Махарадж посадил семя кураторской системы в бывшем Советском Союзе. Его лекции записали на видео и отправили копии во все храмы моей зоны. Я попросил лидеров общин, преданных, живущих в храмах, и прихожан вместе посмотреть эти записи и постараться создать систему кураторов у себя.
Хотя семя было посажено, я очень скоро убедился: чтобы оно правильно развивалось и принесло плоды, всем - мне, присутствовавшим тогда на лекциях Махараджа, а также тем, кто смог понять важность этого послания, необходимо регулярно поливать его. Более того, очень скоро я понял, что воплощение этих принципов в жизнь будет задачей не из легких.
До 1997 г. региональные и храмовые лидеры нашего Движения в СНГ были весьма разномастными. В то время я посещал более шестидесяти городов и видел, что большинство президентов храмов развили свои собственные представления о том, что важно, а что нет для Движения сознания Кришны. Они не были готовы поставить во главу угла систему кураторов, а мне не хотелось ее навязывать, особенно там, где Джи-би-си представлял не я. Когда я понял, что большинство храмов не готовы принять эту систему, я решил ввести ее среди своих учеников, надеясь, что, по крайней мере, хотя бы они научатся применять эти принципы в отношениях со своими младшими духовными братьями и сестрами.
Тем временем руководители некоторых храмов Украины и европейской части России начали знакомить преданных с этой системой; им очень помогали в этом приезжающие из Чоупати опытные кураторы. Оба начинания развивались одновременно: я продолжал рассказывать о кураторской системе своим ученикам, а региональные лидеры и отдельные храмы старались применить на практике принципы, о которых узнали из нескольких источников - от Радханатха Махараджа, от местного представителя Джи-би-си и регионального секретаря, от гостей из Чоупати и от меня.
С тех пор прошло уже несколько лет - в одних храмах система кураторов хорошо развивается, в других изменения происходят медленнее, а кое-где эта система вовсе не прижилась. То же можно сказать и о моих учениках - некоторые из них стали очень хорошими кураторами, успехи других скромнее, а третьи вообще не преуспели. Тому есть много причин, и мне будет трудно подробно рассказать о них в рамках этого короткого вступления. Скажу только, что, на мой взгляд, одна из главных причин неудачи - отсутствие системы, которая поддерживала бы кураторов и помогала бы им исполнять свои обязанности. Более того, я вынужден признать, что сам я также не могу должным образом заботиться о лидерах и учениках, которые взяли на себя это служение. Я посещаю некоторые храмы и регионы реже раза в год, что уж говорить о более частом посещении. А ведь такие визиты, особенно в самом начале, просто обязательны для того, чтобы создать необходимую систему поддержки кураторов.
Вот почему в мае 2004 г. я пригласил на Украину Шридама даса и его жену, Кишори деви даси, образцовых кураторов-домохозяев из Шри Шри Радха-Гопинатха Мандира. Примерно сто пятьдесят лидеров, кураторов и потенциальных кураторов из стран Балтии, Беларуси, Украины, Молдовы и западной России собрались в Киеве, чтобы принять участие в их семинаре «Как нужно заботиться о преданных Кришны». Я надеялся, что трехдневная встреча, посвященная исключительно духовной опеке, поможет создать ядро верных своему делу кураторов, которые смогут потом поддерживать других наставников во время неизбежных трудностей этого служения. Я также надеялся (поскольку большинство присутствующих были грихастхами), что личный пример и лекции Шридама и Кишори рассеют сомнения в том, что семейная пара может курировать большую группу преданных. Семинар увенчался успехом, судя хотя бы по тому, что большинство участников отметили, что они получили существенную помощь и поддержку. Со своей стороны, в качестве дополнительной поддержки я решил выпустить эту книгу.
Первая часть является фундаментом книги, на котором основана идея о системе духовного наставничества: в ней содержатся высказывания Шрилы Прабхупады о духовном прибежище. О кураторской системе можно написать целые тома, но если они не будут опираться на прочный фундамент наставлений Шрилы Прабхупады, то грош им цена. Завершает первую часть книги небольшая лекция о духовной силе и прибежище, которую я прочитал на день явления Господа Баларамы в 2004 г.
В начале второй части приведены цитаты из писем Шрилы Прабхупады, где он пишет о тех же принципах, которые мы положили в основу системы кураторов. Затем идут четыре лекции об основах системы кураторов и о том, почему так важно ее принять и придерживаться. Одна лекция предназначена для брахмачари, а три остальные - как для брахмачари, так и для грихастх. Там также приводятся отрывки из других лекций, в которых говорится о том, как, придерживаясь подчеркнутых ранее принципов, создавать и поддерживать кураторскую систему.
Как я упоминал, правила этой системы уже были установлены Его Святейшеством Радханатхом Махараджем и преданными Шри Шри Радха-Гопинатха Мандира. Поэтому я просто следовал по их стопам, положив в основу материалов третьей части книги правила, принятые в Чоупати относительно: 1) качеств куратора, 2) обязанностей куратора, 3) основных принципов, которые должны усвоить подопечные.
Каждая из перечисленных тем включает список правил и выдержки из лекций о кураторской системе, которые я прочитал преданным в Москве, Беларуси и на Украине. Поскольку большинство выдержек касается сразу нескольких тем, для удобства я их перечислил в начале каждой группы выдержек. Что касается главы «Основные принципы, которые должны усвоить подопечные», большинство этих принципов из них приведены в главном тексте этого раздела. Однако я все же выделил два: 1) подопечные должны знать, как вести себя с членами семьи непреданными, 2) подопечные должны уметь правильно вести себя с материалистами. Чтобы пояснить эти правила, я привел в конце раздела лекцию, которую прочитал не так давно в Пуне.
В четвертой части я поместил ответы на вопросы, полученные мной по почте, выходящие за рамки текста третьей части. Эти материалы предназначены в первую очередь моим ученикам и тем кураторам, которые не являются моими учениками.
Хотя я и не достоин говорить или писать о таких возвышенных вопросах, как духовная опека, тем не менее, я чувствую, что просто обязан, по крайней мере, взяться за труд, который Его Святейшество Радханатх Махарадж поручил своему слуге. Я молюсь, чтобы он благословил меня стать таким же чистым и бескорыстным, как он сам - тогда я буду подходящим инструментом в руках моего возлюбленного духовного учителя Шрилы Прабхупады, и мне позволят остаться вечным слугой его миссии.
Я хотел бы воспользоваться этой возможностью поблагодарить многих преданных, которые приняли участие в работе над этой книгой. Без их помощи она бы никогда не увидела свет, учитывая, как мало у меня было времени для работы над ней.
Прежде всего, я хотел бы поблагодарить Его Святейшество Радханатха Махараджа, дружба с которым стала одним из главных сокровищ моей жизни. Без его вдохновения и примера я никогда бы не составил эту книгу. Я также хотел бы поблагодарить учеников Радханатха Махараджа Шридама даса и Кишори деви даси за всю помощь и вдохновение, которое они дали русским и украинским преданным на киевских семинарах 2004 и 2005 гг. и продолжают вдохновлять и сейчас. Также я хотел бы поблагодарить Радха Кунду даси. Вот уже почти десять лет она - постоянный работник издательства «Гауранга Пресс» и организует издание на русском языке. Вдвоем с Югалой Пирити они работали над переводом русского издания, находя время, несмотря на свои многочисленные обязанности. Я также хочу поблагодарить русских редакторов: Наради Гопи деви даси, Авадатту деви даси, Лавангу Намни деви даси, Сатьяки даса и Вишвавасу даса. У них тоже множество обязанностей, но они всегда находят время для работы над книгами «Гауранга Пресс». Особые благодарности Таруни даси и Траядише деви даси за корректуру русского издания.
Также я хочу поблагодарить Шри Радху деви даси: постоянство, с которым она продолжает редактировать и корректировать, не перестает изумлять меня. Я хочу упомянуть всех преданных, чья помощь в транскрибировании сделала эту работу возможной - Тригунамаи деви даси, Анурадху деви даси, Чинтамани деви даси, Дина Тарини деви даси, Калпатару деви даси, Кешаву даса и Сатьяки даса. Спасибо Нанда Кумару дасу за долгую ночную корректуру, необходимость в которой обнаружилась в последнюю минуту перед версткой и печатью английского издания, и дополнительно Сатьяки дасу за верстку русской версии книги, а Рати-манджари деви даси за верстку английского варианта. Снова благодарю Шри Радху деви даси за дизайн обложки, Васудаму даса за издание книги на английском языке. Спасибо Лила Смаране деви даси, которая помогала с организацией верстки и печати английского издания. Я благодарен Према Расе дасу за пожертвования, которые полностью покрыли расходы на русское издание. Также я хочу воспользоваться возможностью и поблагодарить Сарва Лакшми деви даси и ее мужа Шридхару даса. Они оба оказывают мне неоценимую помощь, поддерживая базу данных, где содержатся отчеты кураторов, которые заботятся о моих учениках и кандидатах в ученики. Моя особая благодарность Вират Рупе дасу и всем преданным крымского курорта «Раса-лила» за то, что они милостиво предоставили мне кров и все необходимые условия для того, чтобы в течение десяти дней я мог готовить материалы для этой книги. На курорте была самая подходящая для работы атмосфера. Я также очень благодарен Юга Аватаре дасу за помощь в распространении книг. Я молюсь о том, чтобы благодаря своим усилиям все эти преданные приблизились к бесценному плоду чистого преданного служения.
Ниранджана Сесши 20 июля 2006 г. Бостон, США